Слайд 1История станицы Константиновской
Слайд 2Первые казачьи городки появились на Дону в XVI веке. Это были
укрепленные поселения. Обычно они располагались по берегам рек или на островах, защищенных от противника естественной преградой. Так возник предшественник города Константиновска – Бабей (Бабий) городок на острове Лучка, который находился тремя верстами ниже по течению реки Дон.
Слайд 3Сохранились много преданий, объясняющих имя городка.Самое распространённое - название «Бабий» появилось
после одного из татарских набегов, во время которого женщины-казачки оказали своим мужьям поддержку в жестокой битве и помогли отстоять независимость родного поселения.
Слайд 4. Существуют и другие версии о происхождении названия станицы Бабской. Датой
основания станицы Бабской принято считать 1593 год. Станица Ведерниковская находилась выше по течению реки Дон. Она возникла в 1672 г. и получила свое название по имени основателя – казака Ведерникова.
Слайд 5В 1802 году земля донских казаков была поделена на семь округов.
Во главе округа стоял окружной начальник, как правило, в чине генерала.. В 1839 году Департамент военных поселений Земли Войска Донского постановил присоединить ст. Ведерниковскую к ст. Бабской и образовать на ее месте ст. Константиновскую. Назвали станицу в честь Великого князя Константина Николаевича Романова.
Слайд 6В апреле 1850 года из ст. Бабской в ст. Константиновскую переселились
первые 50 семейств. В 1859 г. станица состояла из 156 дворов, проживали в ней 922 жителя. В 1864 г. в основном был закончен переезд станиц на новое место. Центр I Донского округа официально был перенесен в станицу Константиновскую. С получением статуса «окружной» станица стала застраиваться по строгой планировке, появились улицы и переулки.
Слайд 7В 1874 году по главным улицам были расставлены керосиновые фонари, по
3 на каждый квартал. Здесь охотно селились как казаки, так и всякого рода дельцы – владельцы лавок, хлебных ссыпок и мастерских. В 1885 г. есаул Фрол Петрович Крюков открыл в станице библиотеку. Спустя два года появилась частная типография Поповой.
Слайд 8В 1908 г. началось возведение наплавного моста через р. Дон. Мост
был необходим местным жителям, так как пашни, сенокосы и лес находились на левом берегу реки. В 1911 г. в станице Константиновской прокладывается водопровод и проводится электроосвещение. 14 октября 1912 года вышел первый номер «Константиновских известий и объявлений»
Слайд 9Газета распространялась бесплатно, а расходы на ее издание покрывала торговая реклама.
«Константиновские известия…» были первой станичной газетой в Донском крае. В 1915 г. в станице насчитывается 935 дворов, а населения – 6797 человек. В начале XX века возводится большое количество кирпичных зданий и домов, станица приобретает современный облик.
Слайд 10Основание и дореволюционные годы
В 1835 году при образовании 1-го Донского округа
его центром была определена станица Ведерниковская (основана в 1762 году). Но поскольку в ней не было условий для новой застройки, связанной с размещением центра, тем же указом предписывалось объединить её со станицей Бабской (Бабинской; основана в 1593 году как казачий городок, с начала XVIII века станица) под общим названием Константиновская.
Слайд 11Первоначально Бабинский городок располагался на острове Лучка, а Ведерниковский на левом
Берегу Дона. Фактическое образование станицы Константиновская состоялось только в 1864 году, когда обе станицы были перенесены с левого берега и по-настоящему объединены. Молодая станица строилась по строгой планировке: прямые улицы параллельно реке, переулки — поперек.
Слайд 12Станица благодаря своему выгодному положению быстро разрасталась, появилась лесная биржа, хлебные
ссыпки, мастерские лавки. В центре станицы поднялись двухэтажные торговые дома. Со временем в станице открылись казенная гимназия и реальное училище.
Константиновская пробыла столицей 1-го Донского округа до революции. В ней были сосредоточены Учебные заведения, торговые дома, кустарные предприятия.
Слайд 13Гражданская война
В годы гражданской войны Константиновская и весь Первый Донской округ
считались одним из главных опорных пунктов контрреволюции на Дону. Одно время войсковой атаман и его штаб собирались переехать из Новочеркасска в Константиновскую. Летом 1920 года, когда Донская область уже вся стала советской, врангелевский десант полковника Назарова, высаженный на берегу Азовского моря, устремился к станице Константиновской.
Слайд 14После революции
После революции в этом районе стало активно развиваться сельское хозяйство,
а затем предприятия торговли и социальная сфера. Послевоенная коллективизация, раскулачивание и расказачивание практически полностью разрушили уклад казаков. В 1941 году станица была отнесена к категории рабочих посёлков, с присвоением названия Константиновский
Слайд 15Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны важнейшая переправа на Дону
- Бабкинская - подверглась массированным налетам вражеской авиации. Прифронтовой поселок Константиновский был сосредоточием военных госпиталей.
Слайд 16Освобождение от немецких оккупантов
18 января 1943 года 24-я Гвардейская Краснознаменная и
315-я стрелковая дивизии Красной Армии вошли в город. При освободительных боях за Константиновск погибли 3575 солдат и офицеров, на территории района найдено 26 воинских захоронений.
Слайд 17После войны
После войны в рабочем посёлке развивалась переработка сельхозпродукции. Новые возможности
для развития города создало строительство Волго-Донского судоходного канала. Константиновская пристань стала пристанью больших многопалубных теплоходов. В 1967 году Константиновск получил статус города.
Слайд 18В 1970-е годы развернулось строительство Николаевского гидроузла с плотинами, шлюзами, гидроэлектростанцией.
Эта стройка века должна была сделать город энергетическим и промышленным центром юга России. Однако последовавший в СССР экономический кризис поставил крест на этих планах.
Слайд 19Особняк Сивякова
Памятники архитектуры города Константиновска
Слайд 23Презентацию подготовила: учитель истории МБОУ СОШ №1 г. Константиновска
Владимирова Елена
Владимировна
Спасибо за Внимание!!!