Слайд 1Вещественные
Вещественные источники- это предметы,
которые люди сохранили или нашли
в результате
археологических раскопок.
К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады( монеты), одежда, избы(усадьбы)…
источники
Слайд 2Письменные
К письменным источникам относятся:
летописи
жития...
договоры
письма
грамоты
источники
Слайд 3Это песни, сказки, былины.
Былины – это историческая память народа
о
временах
Киевской Руси –Древнерусского государства.
Устные источники
Слайд 4Былины – источник знаний о Киевской Руси
В древности сказители былин не рассказывали,
а напевали их, подыгрывая себе на гуслях.
Слайд 6Гусли – щипковый народный инструмент
Слайд 7А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам
по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце
наше красное!
Век стоит Русь –
не шатается!
И века простоит –
не шелохнётся!
Богатыри ─ главные герои былин.
Слайд 8Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри».
Илья
Муромец
Алёша
Попович
Слайд 9Самым известным среди богатырей был
Илья Муромец -спокойный, мужественный, суровый , самый
сильный из богатырей , символ крестьянской мудрости.
Слайд 10Добрыня Никитич-
олицетворение
вежливости и
изящного
благородства.
Слайд 11Алёша
Попович -
символ хитрости,
лукавый и
мечтательный.
Слайд 12Былинный герой - воплощение лучших качеств народа:
служение Родине,
мужество,
справедливость,
чувство собственного достоинства.
Слайд 13Былины рассказывали о странствиях богатырей в поисках подвигов…
Слайд 16
Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы
глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые.
Слайд 17
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а
не могут с места сдвинуть. Тут поехал Вольга со всей дружиною. Тридцать человек без единого, облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слайд 18
Слез с кобылки тут пахарь сам,
взялся за сошку одною рукой,
из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул
Слайд 20
Высоки на Руси святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Там
и волк не пробежит, орёл не пролетит, только Святогор-богатырь между утёсов разъезжает на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, с горы на гору переступает. Ростом Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются.
Слайд 21
Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг – впереди
живой человек идёт. Идёт невзрачный мужичонка, лаптями притоптывает, на плече несёт суму перемётную.
Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться – стал мужичка догонять. Тот себе идёт на торопится, с Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может.. Закричал ему Святогор:
Эй, прохожий молодец, подожди меня!
Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
- Что у тебя за ноша в этой сумочке?
Слайд 22
Хотел Святогор сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём
толкать – не шелохнется. Слез Святогор с коня, ухватил сумочку двумя руками, рванул изо всей силы – только до колен поднял. Глядь – а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло.
Слайд 24
В славном Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества
не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садка не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир,
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садко соскучился.
Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты..
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской:
-Ай же ты, Садко, новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великие,
За твою-то игру нежную?
Слайд 25
Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской
во синем море,
Как расплясался царь морской –
Во синем море вода всколыбалася,
Со жёлтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море
Стало много тонуть людей праведных.
Садко струночки на гуселках повыдернул,
Шпенёчки во яровчатых повыломал.
Говорит ему царь морской:
Ай же ты садко новогородский!
Что же не играешь в гуселки яровчаты?
- У меня струночки во гуселках выдернулись,
А шпенёчки во яровчатых повыломались
Слайд 26
Вставал Садко поутру ранёшенько,
Поглядит: идёт триста красных девушек
Он перво триста девиц
пропустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил.
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернавушку за себя замуж.
Слайд 27
Как ложился спать Садко во первую ночь, так проснулся Садко в
Нове-городе,
О реку Чернаву на крутом кряжу.
Как поглядит – ажно бегут его червлёные корабли по Волхову.
Не стал больше ездить Садко на сине море, стал поживать Садко в Нове-граде.
Слайд 28Собиратели былин
Кирша Данилов
Его сборник, содержащий 26 былин,
с 1804 года переиздавался
8 раз .
Рыбников Павел Николаевич
В 1861-67г. изданы 4 тома (165 былин)
«Песни, собранные Рыбниковым».
Александр Фёдорович Гильфердинг
«Онежские былины», записанные А.Ф. Гильфердингом» переиздавались 4 раза .
Слайд 32Былина
быль
Было на самом деле − рассказ об истории земли Русской,
о подвигах народных героев.
сказка
Народные герои
обладают фантастической
силой, расправляются
с чудовищами.
+
Слайд 33Какие знания о Киевской Руси несут былины?
Это знания:
- о быте крестьян,
их орудиях труда, особенностях труда землепашцев;
о жизни дружинников, их вооружении, службе у князя;
о купцах,, их кораблях и товарах, развлечениях и торговле:
о службе богатырей на окраинах Киевской Руси и т. д.
Слайд 34И не сказка, и не быль.
,
Ц=Л
Былина
Слайд 38ГОСВАБЯРЫТЬОГТРО
Святогор-богатырь
Выпишите отдельно сначала красные, а потом фиолетовые буквы. Составьте из них
слова, и у вас получится имя былинного богатыря.
Слайд 39К
и
е
в
с
к
а
я
Р
у
с
ь
Выпишите отдельно синие и красные буквы от самой большой до
самой маленькой.
Название какого государства у вас получилось?
Киевская Русь.
Слайд 40Подготовить выразительное чтение былины «Никита- кожемяка».
Читать текст в учебнике.
Ответить на вопросы
учебника.
Домашнее задание