Слайд 1«Дней Александровых прекрасное начало»
Работу выполнила
Иванова Светлана Дмитриевна учитель истории
МБОУГ
№ 1 г. Светлоград
Слайд 212 декабря 1777 года над Санкт-Петербургом прогремел 201 пушечный
выстрел в честь
рождения первого сына тогда еще великого князя Павла
Петровича и великой княгини Марии Федоровны.
Слайд 4Павел 1
Мария Фёдоровна
Александр 1
Константин
Александра
Елена
Мария
Екатерина
Ольга
Анна
Николай 1
Михаил
Слайд 6Екатерина II тщательно подбирала штат воспитателей и учителей для своего внука,
многие из которых были выдающимися
людьми своего времени.
Слайд 7Первое место, несомненно, принадлежит швейцарцу Фридриху-Цезарю Лагарпу, состоявшему учителем и воспитателем
Александра в течение 11 лет (с 1784 по 1795 годы).
Слайд 8Современники называли Александра «актером на троне» и
«арлекином» за тягу к позерству,
за склонность казаться, а не быть.
Слайд 12АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
(Благословенный)
1801 - 1825
Современники об Александре 1:
«Сфинкс, неразгаданный до гроба», «властитель
слабый и лукавый»,
«в лице и в жизни Арлекин»
(А.С. Пушкин)
«республиканец на словах и самодержец на деле» (А. Тургенев)
«тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская» (шведский дипломат)
«Александр умен, приятен, образован. Но ему нельзя доверять. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец» (Наполеон)
Слайд 13Романтика первых месяцев царствования
Слайд 14Романтика первых месяцев царствования
Александр объявил амнистию всем беглецам, которые укрывались
за границей от гнева императора Павла; немедля вернулись на службу около 12 тысяч пострадавших при Павле чиновников и офицеров.
Торжественно была уничтожена зловещая Тайная экспедиция, причем объявили, что всякий преступник должен быть обвиняем, судим и наказываем «общею силою законов».
Главной радостью для дворян стало восстановление во всем объеме екатерининских Жалованных грамот дворянству и городам, отмененных Павлом I.
Слайд 18Адам Ежи Чарторыйский
Адам Ежи Чарторыйский
(14 января 1770 - 15 июля
1861)
— польский и российский государственный деятель, писатель, меценат; попечитель Виленского университета и Виленского учебного округа.
Слайд 19Виктор Павлович Кочубей
Виктор Павлович Кочубей
(11 ноября 1768 — 3 июня
1834) — дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел Российской империи. В 1799 году получил графское, а в 1831 году — княжеское достоинство.
Слайд 20Николай Николаевич Новосильцев
Николай Николаевич Новосильцев (1761 — 8 апреля 1838) —
русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (1803—1810), Председатель Государственного совета (1832), кабинета министров (1834).
Слайд 31Крестьянский вопрос
20 февраля 1804 г. был сделан еще один шаг к
отмене крепостного права, но не на всей территории России, а только в Прибалтике. Появилось "Положение о лифляндских (латвийских) крестьянах", распространенное чуть позже и на Эстляндию (Эстонию). По положению запрещалось продавать крестьян без земли; они признавались наследственными владельцами своих земельных участков; были четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей (так, вводилось ограничение барщины двумя днями в неделю), крестьяне-дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, а телесным наказаниям подвергались только по приговору. Реформа была завершена в 1816-1819 гг. Александр I считал, что реформы в Прибалтике послужат в будущем "примером для всей России". Пока же это была лишь витрина Российской империи для Европы.
Слайд 32Крестьянский вопрос
Кроме того, Александром I в 1808-1809 гг. были приняты указы
по ограничению произвола помещиков: запрещалось торговать крепостными на рынках и ярмарках отменялось право дворян по своей прихоти ссылать крепостных в Сибирь.
Однако, все эти указы, фигурально говоря, лишь самую малость приоткрыли дверь крепостнической империи, в которую все громче и громче стучались буржуазные отношения.
Слайд 34Просвещение
Более радикальными, чем в крестьянском вопросе, были начинания государя в области
просвещения, где он был достойным наследником Петра I и Екатерины II. Еще до воцарения на престол юный Александр был преисполнен благородных стремлений к распространению знаний и просвещению умов.
По восшествию на трон он с огромным энтузиазмом начал претворять свои замыслы в жизнь. Тем более что к тому имелись и объективные причины:
1) императору нужно было направлять, воспитывать и просвещать умы для восприятия его преобразовательных планов;
2) стране, переживавшей время бурного развития отечественной промышленности и торговли, требовались квалифицированные специалисты,
3) а также подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата.
Слайд 3619 октября 1811 г. открылся знаменитый Александровский (или Царскосельский) лицей
Слайд 38Начало XIX века вошло в нашу историю как золотое время русского
просвещения
Слайд 39Дайте определение и назовите что означают эти даты:
Подумайте, что дало основание
А.С. Пушкину написать «Дней Александровых прекрасное начало ..»
Александр 1 …
Благословенный
Негласный комитет
Министерства
Госсовет
Цензура
Указ о вольных хлебопашцах
Коалиционные войны
Континентальная блокада
1801-1825
1803
1807
1809
Назовите основные реформы Александра 1, их суть и итоги
Основные направления внешней политики и их итоги.
Тильзитский мир: участники, условия, последствия
Назовите участников Негласного комитета
Слайд 40«Дней Александровых
прекрасное начало»
Начало правления Александра I подарило России надежды на
важные перемены во всех сферах ее жизни. Однако, начинания императора и в социально-экономической, и в политической, и в культурной областях натолкнулись на огромные трудности, причинами которых были как неготовность общества к подобным переменам, так и нерешительность самого монарха. Не ощущая общественной поддержки, он не отважился на радикальные реформы.