Слайд 1Культура Руси в 12-13 веках
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамский район
Московская
область
Слайд 2Раздробление Русского государства не привела к упадку культуры. Наоборот, она стала
развиваться быстрее, так как в каждом княжестве стали складываться собственные культурные традиции. Наиболее крупными центрами культуры в этот период были Новгород, Псков, Владимир, Галич.
Слайд 3Научные знания
На Руси распространилась церковная переводная литература. Но переводчиков больше
привлекали тексты о Вселенной, по географии, зоологии, медицине, истории.
Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии использовали в сельском хозяйстве, ремесле, живописи, архитектуре.
Слайд 4По уровню этих знаний Русь не отставала от стран Европы.
Торговые связи,
военные походы и путешествия способствовали развитию географии.
Русские люди имели представления о Европе, Китае, Индии, Ближнем Востоке, Египте, Византии.
Слайд 5Об уровне грамотности на Руси говорит широкое распространение берестяных грамот.
Слайд 6На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым был
монах Киево-Печёрского монастыря – Агапит.
Слайд 7Литература
Литература 12-13 вв. была представлена летописями, поучениями, «Словами…»
Летописи ведутся в
каждом княжестве. Особое внимание уделяется событиям в своей земле.
Очень популярными были поучения.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать его…
Слайд 8Старых чти, как отца, а молодых – как братьев… В дому
своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…
…А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился в разъездах и охотах с тринадцати лет… А всего походов было 80 и 3 великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими ханами 20, и при отце и без отца, и раздаривал много скота и одежды своей…»
Слайд 9Самым известным литературным произведением периода раздробленности Руси является «Слово о полку
Игореве».
В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей во главе с князем Игорем Святославовичем на половцев.
Слайд 10Он задумал в одиночку, с немногими родичами, вернуть Руси землю половецкую до самого Чёрного
моря.
Слайд 11В самом начале Игорева похода случилось затмение солнца, но князь пренебрёг этим дурным
знамением.
Слайд 12Половцы побежали наперерез Игорю к Дону: скрипят телеги в ночи, как распуганные лебеди.
«О Русская земля! Уже ты за холмом!» Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добычу - красных девушек половецких, а с ними золото.
Слайд 13Но на другое утро внезапно подошли главные силы половцев под предводительством ханов Гзака
и Кончака. Со всех сторон они обступили русские полки на реке Каяле (где она находится, неизвестно). Началась кровавая битва, какой не видано было во времена самых страшных войн на русской земле.
Слайд 14Два дня продолжалась битва, на третий к полудню пали Игоревы стяги. Князь Игорь
попал в плен. Деревья от горя к земле приклонились...
Невесёлое время настало. Половцы со всех сторон приходили с победами на землю русскую. Игорева храброго полка не воскресить.
Слайд 15Великая печаль настала по всей русской земле. Побежали поганые на русскую землю, брали
дань по беличьей шкурке от двора.
А киевский князь Святослав видел сон: одевали его черным покрывалом на кровати, черпали синее вино, с горем смешанное, сыпали крупный жемчуг на грудь. Бояре рассказали князю об Игоревом поражении.
Слайд 16Святослав обращается ко всем князьям земли русской: не придут ли они на помощь?
Слайд 17Ярославна, жена князя Игоря, рано плачет в Путивле на городской стене. «Полечу кукушкой
по Дунаю, омочу рукав в Каяле реке, утру князю кровавые раны». Ярославна жалуется ветру - что он ее веселье по степи развеял? Просит Днепр -Славутич: «Верни, господин, моего любимого ко мне». Взывает к солнцу: «Всем ты тепло и красно, почему же простёрло горячие свои лучи на княжьих воинов?»
Слайд 18Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю Бог кажет путь из земли
Половецкой на землю Русскую, к отеческому золотому столу.
Половчанин Овлур свистнул ему за рекой. Князь Игорь поскакал.
Слайд 19Вслед за Игорем бросились Гзак с Кончаком, но не догнали. Солнце светится на небе -
Игорь-князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае - развеваются голоса до Киева. Страны рады, грады веселы. Слава Игорю Святославичу, князьям слава и дружине!
Слайд 20Зодчество
Всё строительство на Русской земле в 12-13 веках велось русскими
мастерами. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.
До 12 века
В 12-13 вв.
Слайд 21В XII веке в окрестностях Новгорода была построена церковь Спаса на
Нередице. Она была расписана фресками. На одной из них изображен князь Ярослав – отец Александра Невского.
Слайд 22При Андрее Боголюбском было создано еще одно чудо – храм Покрова
на Нерли. Князь построил эту церковь недалеко от своих палат после смерти сына.
Слайд 23В конце XII века при князе Всеволоде Большое Гнездо во Владимире
построили одноглавый Дмитровский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, зверей, птиц, невиданных растений вырезали на камне талантливые мастера.
Слайд 25Живопись
Живопись носила в основном религиозный характер.
Георгий Победоносец стоит со щитом
за спиной, с копьем и мечом в руках, с царским венцом на голове. Одежды Георгия поражают богатством.
Слайд 26Дмитрий Солунский на иконе XII в.
Слайд 27 Икона Владимирской
Богоматери.
На Русь «Владимирская Богоматерь» была привезена из Константинополя в XII веке. После захвата Киева Юрием Долгоруким его сын Андрей Боголюбский, по словам летописи, «тайно от отца своего» вывез икону на север. По дороге в Ростов лошади, везшие чудотворную икону, встали перед Владимиром и не могли двинуться с места. Замена лошадей не помогла, и пришлось устроить ночевку. Андрей Боголюбский воспринял это как знамение: Божья Матерь желала остаться во Владимире.
Слайд 28Князь воздвигнув во Владимире собор Успения Богородицы, куда перенесли образ Богоматери,
богато украсив его ризой из золота и серебра с жемчугами и драгоценными камнями по византийскому образцу. Стоимость драгоценного убора поразила летописца. Оклад весил тридцать гривен или 1228,5 грамма золота.
Слайд 29Монголо-татарское нашествие нанесло невосполнимую утрату русской культуре: в развалинах лежали церкви
и монастыри, мастера уведены в рабство или убиты, многие ремёсла забыты, прекратилось каменное строительство, погибло много книг.
Восстановление утраченного шло очень трудно – не хватало знающих людей. Зато русские мастера строили и украшали города Золотой Орды.