Слайд 1"Политические репрессии в СССР в 30—40-е годы"
История 10-11 класс
Слайд 2Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такой страницей истории
нашей страны, как массовые политические репрессии в СССР в 30-40-е годы.
Рассмотрим следующие вопросы:
Что такое репрессии?
Кого подвергли в СССР массовым политическим репрессиям?
Масштабы массовых репрессий в СССР и меры наказания репрессированных.
Вопросы не простые, требующие серьёзного осмысления. И один из главных, основных вопросов - Почему это произошло?
Слайд 3Термины
1) Репрессии политические;
2) террор государственный;
3) жертва террора;
4) “спецконтингент”;
5) тоталитарное государство.
Слайд 4
К концу 30-х годов наша страна имела мощный экономический потенциал.
Однако тоталитарный режим осуществил этот скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства всех сфер жизни советского общества, опираясь на внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию собственного народа.
Система репрессий служила экономическим и политическим целям партии большевиков, которую Сталин называл “орденом меченосцев внутри советского государства…”
Человек становился механизмом, “винтиком”, который можно было всегда легко и быстро заменить.
Слайд 6
Что такое репрессия политическая?
Что послужило поводом к началу массовых
политических репрессий в СССР?
Слайд 8
Кого и за что подвергли массовым политическим репрессиям в СССР?
Над
кем и почему состоялись судебные процессы?
Что такое государственный террор?
1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения /Террор политический, индивидуальный, единичные акты политических убийств/;
2. жёсткое запугивание, насилие.
Слайд 10Годы “Большого террора”.
1937-1938 годы- эти годы массовых арестов и расстрелов называют
годами “Большого террора”.
НКВД возглавил Ежов Н., но не ему принадлежал замысел акции “Большого террора”, он был лишь исполнитель.
Идеологически “Большой террор” был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Ежов представил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года.
Слайд 11Задачи:
· Создание нового государственного и партийного аппарата из молодых бюрократов, полностью
подчиненных Сталину.
· Окончательная ликвидация всех социально-политических элементов, опасных для сталинского режима.
Слайд 12
Всё население СССР было разбито на группы и категории, с
(%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.
Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены оппозиционных течений в ВКП(б) – 383 списка виднейших партийных и государственных деятелей.
Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.
Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.
Что такое жертва террора?
Слайд 13Количество жертв Большого Террора
По официальным данным
1 344 923 арестованных;
681 692
расстрелянных.
Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.
Слайд 14
Какие меры наказания применялись к репрессированным?
Где применяли труд репрессированных?
И вернемся
к вопросу о причинах репрессий…
Слайд 15http://www.amurobl.ru/wps/wcm/connect/03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1/Cart.jpg?MOD=AJPERES&CACHEID=03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1
Слайд 20образец задание № 23 в формате ЕГЭ.
Многие представители отечественной творческой интеллигенции
с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.
Слайд 21Пояснение
Пояснение.- В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности
Сталина; был сформирован мощный репрессивный аппарат; произошла унификация всей общественной жизни.
Слайд 22
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто
противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке:
«Руководство И.В. Сталина СССР в довоенный и в военный период было важнейшим фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
образец задание № 24 в формате ЕГЭ.
Слайд 23Пояснение
Пояснение.1. В подтверждение:
— в немалой степени благодаря Сталину, его высокому авторитету
и постоянному труду, удалось мобилизовать все силы тыла и фронта для победы (Сталин возглавлял Государственный Комитет Обороны, обеспечивший мобилизацию страны на победу);
— Сталин, занимая пост Верховного Главнокомандующего, лично участвовал в разработке всех крупных военных операций, особенно его роль возросла с 1943 г., поэтому военные операции 1944 г. вошли в историю как «десять сталинских ударов»;
— благодаря жёстким и даже жестоким мерам Сталин смог сохранить порядок в армии и в тылу (например, приказ 227 «Ни шагу назад!»);
— личным примером и умелым использованием пропаганды Сталин внушал народу уверенность в победе, способствовал подъёму народного духа (отказался покидать Москву осенью 1941 г.);
2. В опровержение:
— довоенные сталинские репрессии были одним из факторов неудач лета 1941 г.: в их результате был ослаблен кадровый состав армии, репрессии стали одной из причин поддержки неприятеля со стороны части населения («власовцы»);
— игнорирование Сталиным данных разведки перед началом войны обеспечило немцам фактор внезапности при нападении на СССР и сковывало инициативу советских командиров, имевших приказ не «поддаваться на провокации»;
— в начале войны непрофессиональное вмешательство Сталина в планирование военных операций вело к росту неоправданных жертв. Примером может служить битва под Киевом;
— от Сталина исходил ряд жестоких и несправедливых мер, увеличивавших число жертв, например, отношение к советским военнопленным как к предателям Родины.
Слайд 24задание № 25 в формате ЕГЭ.
Двадцать пятое задание ЕГЭ по истории
– самое последнее и для многих самое сложное задание экзамена. В нем нужно написать историческое сочинение по одной из трех тем – определенного периода дат, которые представлены на выбор выпускника. Как правило, предложенные варианты тем относятся к трем разным большим периодам истории – с 8 по 17 века, с 17 по 19 века и с 20 по начало 21 века. Дата, указанная в теме, не всегда совпадает с годами правления или руководства страной какого-либо исторического деятеля.
Слайд 25Пояснение
Рекомендации по выполнению задания 25 • Указывать большее число событий (явлений,
процессов) относящихся к данному периоду. • Использовать К 1 – К 4 в качестве плана исторического сочинения. • Использовать абзацы при переходе от одного пункта плана к другому. • Форма ответа – только историческое сочинение. • Использовать «опорные фразы» при работе над историческим сочинением. Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ по истории • Внимательно прочитайте задание. • Выберите период, который Вы лучше знаете. • Выделите события/явления/процессы, происходившие в данный период. • Вспомните, какие личности осуществляли свою деятельность в данный исторический период. • Какова их роль в данных событиях? • Составьте фразу, показывающую роль личности в данном историческом периоде. Помните, что необходимо указать роль двух личностей в событиях (явлениях/процессах) указанного перода. • Выделите, какие события (явления/процессы), имели причины/следствия. Определите, в чем заключались причины/следствия выбранных Вами событий (явлений, процессов). • Сформулируйте две причинноследственные связи событий (явлений, процессов) выбранного Вами периода. • Какой исторический период следовал за выбранным Вами периодом? Подумайте, какое влияние на него (или дальнейшее развитие страны) оказал рассмотренный Вами период. • Сформулируйте и запишите данное влияние. • Поверьте работу, которая у Вас получилась. Исправьте ошибки.