Слайд 1 Мордва
Из истории этноса
Историческое краеведение
Автор учитель истории и обществознания Средней
школы № 78 города Ульяновска Берш Н.В.
Слайд 2Мордва́ — экзоэтноним — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам
— экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский, язык мокшан — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский, язык мокшан — мокшанский — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский, язык мокшан — мокшанский. Исповедуют православие — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский, язык мокшан — мокшанский. Исповедуют православие, лютеранство — экзоэтноним относимый к двум родственным финно-угорским народам мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации. Каждый из двух упомянутых народов имеет присущие только ему антропологические особенности, свой литературный язык, а также свой отличный менталитет. До сих пор не доказано, что мокшане и эрзяне когда-либо представляли общий «мордовский народ». Основная территория проживания мокшан — бассейн реки Мокши, эрзян — бассейн реки Суры. Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Язык эрзян — эрзянский, язык мокшан — мокшанский. Исповедуют православие, лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане.
Слайд 3Карта России 1643 года
"... Всё это по большей части народ крупный,
высокого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."
Н. Оглоблин «В Мордовском крае»
(1899г.)
Раскрашенная фотография конца 19 века.
Слайд 4 Основным занятием этого народа издавна было земледелие, кроме того скотоводство, пчеловодство,
рыболовство, охота, кустарные промыслы. Мордва занималась кулеткацким, лапотным, бондарным, смолокуренным промыслами. Значительную роль имело производство тканей из волокон конопли. Мордовские поселения располагались вблизи ключей, вдоль рек, сухопутных трактов. Внутренняя планировка избы была преимущественно среднерусской. Архаичной хозяйственной постройкой оставался подвал - полуземлянки из двух камер, вырытая напротив избы, там хранили от пожара наиболее ценное имущество.
Слайд 5Образцы фраз на русском, эрзянском и мокшанском языках
Русский
Эрзянский Мокшанский
Здравствуйте! Шумбрачи! Шумбратада!
До свидания! Вастомазонок! Няемозонк!
Как вас зовут? Кода тонь леметь? Кода тонь лéмце?
Я люблю вас. Мон тонь вечктян. Мон кельктядязь тинь.
Желаю вам счастья! Арсян тыненк уцяска! Арьсян тейнть паваз !
Слайд 6РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ
Боги мордовского народа:
Бог Шкай управлял небом
и временем,
его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви,
Чи-паз - бог солнца,
Мастер-паз — бог земли (земной тверди),
Ков-паз — бог луны,
Пургине-паз — бог грома.
Богиня Шобдава являлась в виде зари,
богиня Толава - в виде огня,
землей (почвой) ведала богиня Модава,
водой — богиня Ведява,
лесом — богиня Вирява .
Ритуальный штатол (свеча) с моления эрзян
Слайд 7Боги мордвы
Каштомава-Пенякудава – хозяйка печи
Кудятя – домовой
Ведятя
Слайд 8М. Шанин "Богиня воды Ведява"
Инешкепаз (э.), Шкабаваз (м.), творец мира.
Рисунок Н. Макушкина
Слайд 9ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ
Обычаи и обряды мордвы являются своего рода хранителями
достижений прошлого. Традиционная обрядность этого народа представляет собой самобытное явление. Обряды разделяли на две большие группы : календарные — связанные с трудовой деятельностью, и семейные — свадебные, родильные, похоронные и поминальные.
Слайд 10 Обращение мордвы в христианство происходило постепенно, долгое время православные святые отождествлялись
с мордовскими божествами. Языческие верования проявлялись в семейных праздниках и обрядах до начала ХХ века. После венчания в доме мужа невестку нарекали новым именем и называли так до конца жизни. В поминальных обрядах проступали черты культа предков. На поминальном обеде в сороковой день инсценировалось появление умершего за столом. Если умирала незамужняя девушка, то в ходе похорон имитировалась ее свадьба.
Слайд 11Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве. Начало 19 в.
Невеста-
мокшанка
Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Конец 19 в.
Женщина-эрзянка в костюме свахи. Начало 19 в.
Слайд 12МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Фольклорный мордовский хор «Макшааване». 1990 г.
Женщина-мокшанка в праздничном
костюме.
1920г.
Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя.
1920г.
Слайд 13 Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши,
являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. И у мокши и у эрзи традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей. Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. На уши женщины надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти — кархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белыми и чёрными онучами — пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти.
Слайд 14 Одной из основных и непременных деталей национального костюма является вышивка. Расцветка
мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
«Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12 годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе.»
Слайд 15Панго (эрзянский)-
женский головной убор в виде конусообразного колпака с заг-нутым
верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа – гру-бый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Очелье об-шито кашемиром более старым и потертым, чем остальное покры-тие.
Сюльгам (мокшанский) -
застёжка фибула с подвеской, женское нагрудное украшение. Состоит из собственно пряжки, имеющей форму трапециевидной плоской металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвески трапециевидной формы.
Слайд 16Учащиеся Саранского художественного училища в разработанных ими стилизованных мордовских костюмах 2006
г.
Слайд 17ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ
"В большие праздники наряженная мордва составляла обширные, довольно замысловатые
хороводы, оглашая окрестность звуками доморощённых инструментов".
Слайд 18С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы,
детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы.
Танец девушек, посвящённый берёзе, на ежегодном фольклорном празднике "Акша Келу" ("Белая берёза") 2005 г.
Мордовский танец
Слайд 19 «Девки выйдут в круг и ухватятся одна с другой за
руки, и начинают покачиваться. В середину входит одна и начинает запевать песню. Эта запоет сначала одна, а потом за ней и те. Попоют они так, потом начинают плясать. При пляске поступают следующим образом : в круг войдут две девушки, а остальные начнут петь «ляли-ляли», и этому «ляли-ляли» нет и конца; а другой раз поют : «на яруге дуля ели, дуля да». Потом туда собираются парни с дудками (из трости) и начинают петь и плясать вместе; которые любят пляску, а некоторые в это время смотрят, другие кричат на разные голоса, третьи выскакивают, а некоторые девушки поют в кругу...
А еще играют таким образом : собираются в круг и берутся за руки, сделают широкий круг и начинают петь : «плетень а плетень, плетень заряжу». И на одном месте опустят руки, и две девушки поднимут свои руки, а с другого конца начнут входить между этими поднятыми руками. Когда все пройдут, опять также берутся и опять начнут петь». (По материалам В. Бурнаева)
Слайд 20C. Эрзя "Портрет мордовки", дерево, 1938 г.
С. Эрзя "Голова мордовки", бетон,
1917 г.
Л. Трембачевская-Шанина "Мордовка с кувшином", 1967 г
Слайд 21МОРДОВСКАЯ КУХНЯ
Мордовская семья за обедом, 1920г.
Традиционная национальная кухня финно-угорских народов
не знает жареных блюд. Для национальной кухни типичны лишь отварные или томленые блюда, а точнее — томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки). Из овощей национальными для финно-угорских народов можно считать редьку и репу, из пряных трав — жеруху, хрен, ложечную траву, лук, сарану, борщевик, лесной хвощ , крапиву, молодую сныть. Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование зерна и каш из него. Любимое блюдо мордвы — блины пачат (м.), пачалксеть (э.) из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки . Важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м.), ловсо (э.). Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока шапама лофца (м.), чапамо ловсо (э.). Напитки мордвы - квас, пиво, брага, из обрядовых - пуре (смесь меда и ячменя).
Слайд 22Грибы являются традиционным мордовским продуктом питания. На фото : белые грибы
в окрестностях Зубовой Поляны, 1980 г.
Пахталки для приготовления масла
Утварь для приготовления национального напитка - позы :
1, 2 - ковши; 3 - кувшин для позы; 4 - кадушка;
5 – пробка; 6 - решетка для кадушки.
Слайд 23 В Ульяновской области мордва составляет
5,1 % населения. Компактно живет преимущественно
в Николаевском, Новомалыклинском, Инзенском, Сурском, Кузоватовском, Павловском и других районах. Мордовские племена в основном населяют междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Преимущественно в Ульяновской области проживает мордва-эрзя.