Презентация, доклад по ИКМК на тему Развитие промышленности, торговли и транспорта в Мордовском крае

Содержание

План Экономика.ТранспортТорговляСоциальная структура.

Слайд 1Урок 11
Тема
Экономическое и социальное развитие
§ 11 учебника

Урок 11ТемаЭкономическое и социальное развитие§ 11 учебника

Слайд 2План
Экономика.
Транспорт
Торговля
Социальная структура.

План Экономика.ТранспортТорговляСоциальная структура.

Слайд 31.Экономика
На рубеже веков Россия оставалась аграрной страной. Реформы 60- 70х гг.

дали толчок к её индустриализации, слабо затронув мордовский край.
Города таки не смогли стать крупными центрами промышленного производства.
Прежние предприятия чёрной металлургии и суконного производства к концу столетия пришли в упадок.
1.ЭкономикаНа рубеже веков Россия оставалась аграрной страной. Реформы 60- 70х гг. дали толчок к её индустриализации, слабо

Слайд 4Доля промышленности в экономике края.
Если в начале 60-х гг. в Мордовском

крае существовало 13 чугуноплавильных и железоделательных заводов, то к середине 60-х осталось 10. В 1865 г. закрылся Виндреевский завод. Ермишский и Мердушинский заводы объем промышленного производства сократили в 2,5-3 раза. В 1878 г. оба эти завода закрылись вообще. Не выдержав конкуренции новых металлургических предприятий Урала и Юга, закрываются и другие заводы.
Доля промышленности в экономике края.Если в начале 60-х гг. в Мордовском крае существовало 13 чугуноплавильных и железоделательных

Слайд 5В пореформенный период в мордовском крае не было построено ни одного

промышленного предприятия



Территория мордовского края

В пореформенный период в мордовском крае не было построено ни одного промышленного предприятияТерритория мордовского края

Слайд 6Сильно лихорадило и суконную промышленность Мордовского края. В начале 60-х гг.

действовало 8 суконных и 2 ковровые фабрики. Крупнейшими  в это время считались Старо-Акшинская и Трехсвятская фабрики, находившиеся в Инсарском уезде. Ширингушская суконная фабрика в 60-х гг. работала не в полную мощь. Старо-Акшинская фабрика имела 350 рабочих, вырабатывала до 60 тыс. метров сукна. К 1887 г. в этой отрасли остаются всего две фабрики, а к 1890 г. только одна – Ширингушская. Правда, эта старейшая фабрика к концу века становится одним из крупнейших капиталистических предприятий Мордовского края. В 1895 г. она имела более 400 рабочих и около 800 тыс. руб. годового промышленного производства.
Сильно лихорадило и суконную промышленность Мордовского края. В начале 60-х гг. действовало 8 суконных и 2 ковровые

Слайд 7 В основной - перерабатывающей отрасли ведущее место занимала

пищевая промышленность. В 1887 г. из 878 предприятий перерабатывающей промышленности 466 приходилось на мелкие мукомольные и маслобойные предприятия с 3-5 рабочими и незначительным объемом производства.

В основной - перерабатывающей отрасли ведущее место занимала пищевая промышленность. В 1887 г. из

Слайд 8Транспорт
Основными видами транспорта оставались гужевой и речной.
Благодаря выгодному географическому

положению по Мордовскому краю проходили важные для страны торгово-коммерческие и почтовые тракты на города Поволжья, Черноземного и Промышленного центров и на Москву.
Из-за постоянных финансовых затруднений уездных и губернских земских учреждений, в ведении которых находились дороги, они часто приходили в негодность.
В период дождей осенне-весенней распутицы движение транспорта по ним практически полностью замирало.

Транспорт Основными видами транспорта оставались гужевой и речной. Благодаря выгодному географическому положению по Мордовскому краю проходили важные

Слайд 9Речной транспорт
Сезонными были перевозки и по рекам Суре и Мокше.

Навигация обычно начиналась с середины апреля и продолжалась до середины мая.
На 20 пристанях Мокши в этот период кипела оживленная работа. Наибольшими грузооборотами здесь отличались Кочелаевская, Краснослободская и Пурдошанская пристани, а на Суре - Промзинская и Больше-Березниковская. Именно на эти пристани с поздней осени и до самой весны свозились всевозможные грузы, а оттуда спускаясь к Оке, Волге и другим рекам доставлялись до своих пунктов назначения.
На Пурдошанской, Больше-Березниковской и на некоторых других пристанях во второй половине ХIХ в. имелись свои судоверфи, где строились так называемые “Пурдошанки”, “Мокшаны”, “Суряки”, барки, баржи и т.д.



Речной транспорт Сезонными были перевозки и по рекам Суре и Мокше. Навигация обычно начиналась с середины апреля

Слайд 10Однако постепенно к концу ХIХ в. значение речного судоходства падает, а

со строительством железной дороги вообще сводится до минимума
Первая железнодорожная линия на территории мордовского края от станции Сасово до Рузаевки открылась в сентябре 1893 г.
В декабре 1895 г. началось движение от Рузаевки до Пензы, в 1898 г. — от Рузаевки до Сызрани, а в сентябре 1900 г. — от Тимирязева (Красный Узел) до Арзамаса.

Железнодорожный транспорт

Однако постепенно к концу ХIХ в. значение речного судоходства падает, а со строительством железной дороги вообще сводится

Слайд 11Последствия строительства железной дороги.
Строительство железной дороги не только повлияло на упадок

речного транспорта и коренным образом изменило количество и направление движения грузов, но и привело к появлению качественно новых населенных пунктов — железнодорожных станций:
Зубова Поляна, Торбеево, Арапово,
Кадошкино, Чамзинка, Атяшево и др.
Последствия строительства железной дороги.Строительство железной дороги не только повлияло на упадок речного транспорта и коренным образом изменило

Слайд 12В. Г. Перов. Сцена у железной дороги. 1868

В. Г. Перов. Сцена у железной дороги. 1868

Слайд 13Торговля
Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта положительно сказывалось

на развитии торговли. Крупными торговыми центрами по-прежнему оставались города Саранск, Инсар, Краснослободск, Темников, Ардатов.
Немалую роль в торговой жизни края продолжали играть ярмарки и базары, на которых продавались чаще всего товары местного домашнего, сельскохозяйственного и промышленного производства. На них же закупались мануфактурные, бакалейные и иные товары, привозимые из Москвы, Пензы, Нижнего Новгорода, Симбирска, Саратова, Владимира и других городов.
Крупнейшей ярмаркой края оставалась Александровская (ранее Спасская) в Саранске.
ТорговляРазвитие  промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта положительно сказывалось на развитии торговли. Крупными торговыми центрами

Слайд 14Торговые ряды на ул. Базарной в г. Саранск и ярмарка в

с. Ельники Краснослободского уезда.
Торговые ряды на ул. Базарной в г. Саранск и ярмарка в с. Ельники Краснослободского уезда.

Слайд 152.Социальная структура
Развитие капитализма и сохранение феодальных черт

в экономике определили социальную структуру общества во второй половине XIX века. По мере развития капитализма в крае образовывались и капиталистические классы – буржуазия и пролетариат, но процесс этот шел медленно, болезненно и своеобразно. Ряды буржуазии пополнялись за счет помещиков, купцов, разбогатевших мещан, крестьян и чиновников. Сохранив свои поместья, многие дворяне становились владельцами крупных промышленных предприятий.


2.Социальная структура    Развитие капитализма и сохранение феодальных черт в экономике определили социальную структуру общества

Слайд 17Первым сословием по-прежнему считалось дворянство. Однако экономическая мощь дворянства постепенно ослабевала.
Большинство

населения составляло крестьянство. Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, но возложило на них бремя выкупных платежей.
Ускорился процесс расслоения сельчан на деревенскую буржуазию, середняков,
батраков.
Первым сословием по-прежнему считалось дворянство. Однако экономическая мощь дворянства постепенно ослабевала.Большинство населения составляло крестьянство. Реформа 1861 года

Слайд 18Великие реформы способствовали появление русской буржуазии.
Среди русского и мордовского населения складывались

целые династии промышленников: Головы, Поповы, Серебряковы, Андроновы, Никитины, Умновы, Васильевы, Начаркины, Кубанцевы,
Умновы, Казеевы, Письмеровы, Сазонкины, Кукушкины, Аржаевы.

Великие реформы способствовали появление русской буржуазии.Среди русского и мордовского населения складывались целые династии промышленников: Головы, Поповы, Серебряковы,

Слайд 19Промышленный пролетариат складывался из рабочих мануфактур, разорившихся крестьян, ремесленников и кустарей.
Рабочие

в основном концентрировались в сельской местности, пополнялись за счёт разорившихся крестьян.
Потомственными
рабочими были
только
железнодорожники.
Промышленный пролетариат складывался из рабочих мануфактур, разорившихся крестьян, ремесленников и кустарей.Рабочие в основном концентрировались в сельской местности,

Слайд 20Численность пролетариата к концу XIX века на территории мордовского края составила

6000 человек, в том числе примерно 1500 человек мордовской национальности.
Численность пролетариата к концу XIX века на территории мордовского края составила 6000 человек, в том числе примерно

Слайд 21Задание
Экономика Мордовии подвергалась общим изменениям, которые нёс развивающийся капитализм.
Выделите положительные

и отрицательные последствия данного процесса.
Задание Экономика Мордовии подвергалась общим изменениям, которые нёс развивающийся капитализм.Выделите положительные и отрицательные последствия данного процесса.

Слайд 22Домашнее задание
§ 11 учебника, вопросы и задания

Домашнее задание§ 11 учебника, вопросы и задания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть