Слайд 1Постмодернизм в философии и массовой культуре.
План:
1. Понятие постмодернизма в
культуре.
2. Формы постмодернизма в искусстве.
Слайд 2Чем характеризуется постмодернизм в философии?
В философии постмодернизма отмечается сближение её не
с наукой, а с искусством.
Философская мысль оказывается в состоянии хаоса концепций, подходов – это же наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века.
В философии действуют механизмы ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями», преобладает «нестрогое мышление».
Слайд 3Постмодернизм – философия, проповедующая отказ от прежних идеалов, не создающая новых,
призывающая отказаться от них в принципе, как от идей, отвлекающих от настоящей жизни.
Ее идеологи стремятся создать принципиально новую, отличающуюся от всего известного доныне, «жизнетворческую культуру», в которой человек должен обрести абсолютно полную, ничем не ограниченную свободу.
Они хотят, чтобы культур стало великое множество.
Слайд 4Варианты понимания постмодернизма в культуре:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и др. трактуют
постмодернизм как явление, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм — это смена одной культурной эпохи другой, которая приходит на смену модернизму.
Слайд 5Варианты понимания постмодернизма в культуре:
Постмодернизм — уникальный период, в основе которого
лежит специфическая установка на восприятие мира в качестве хаоса.
Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль) (Г. Хоффман, Р. Кунов).
Слайд 6Исследователи отмечают двойственность постмодернистского искусства:
- утрату наследия великих художественных традиций
и чрезмерную зависимость от культуры кино, моды и коммерческой графики,
- с другой стороны, постмодернистское искусство провоцирует острые вопросы, затрагивая самые насущные проблемы морали.
Слайд 7Основные понятия
Перформанс
Акционизм
Инсталляция
Бодиарт
Флешмоб
Поп-арт
Оп-арт
Кинетическое искусство
Китч
Слайд 8Заполните таблицу:
«Направления в современном искусстве»
Слайд 9Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства,
в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Слайд 10К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время,
место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом отличие перформанса от таких форм как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.
Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден и др.
Слайд 11Акционизм в искусстве — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы.
Стремление
стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию), в котором акцент переносится с самого произведения на процесс его создания.
Слайд 12В 1950-60-х гг. осноположниками можно считать Джексона Поллока, Ива Кляйна
с опытами «живых картин».
Слайд 13Джексон Поллок и его «танец»
вокруг будущих картин
Слайд 15Инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником
из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Слайд 16Основоположниками инсталляции были
М. Дюшан и сюрреалисты.
Создавая необычные сочетания обычных вещей,
художник придает им новый символический смысл.
Слайд 17Бодиарт — это искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах.
Его представителями можно считать У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли
Слайд 18Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая
к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы.
Слайд 19Флешмоб (англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob
— толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.
Слайд 20«Флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики»
Флешмоб — это представление, рассчитанное
на случайных зрителей (фомичей). Основоположниками можно считать социолога Говарда Рейнгольда и Роба Зазуэту – создателя первого сайта для организации подобных акций
Слайд 22Поп-арт (произошло от англ. popular art - популярное, общедоступное искусство или от pop
- отрывистый звук, лёгкий хлопок) - буквально: искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве.
Слайд 23Художники этого направления воспроизводят типичные предметы современного быта (упаковку товаров, фрагменты
интерьеров...), печатные изображения известных личностей. Отличительная черта поп-арта - сочетание вызова с безразличием. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс и Энди Уорхол
Слайд 24Китч, кич (от нем. kitsch - бесвкусица) - термин, обозначающий одно из
наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Самым известным представителем является Ф. Ботеро.
Слайд 25По сути, китч - разновидность постмодернизма. Произведение, принадлежащее к китчу, должно
быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него.
Слайд 26Оп-арт (от англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство)
- неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства.
Слайд 27В оп-арте эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигались введением
резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Наиболее известны работы Виктора Вазарели, Еннио Финци
Слайд 28Кинетическое искусство - (произошло от греч. kineticos - приводящий в движение) - течение
в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы.
Слайд 29Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое
его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения в то время как его созерцает зритель. Окончательно течение оформилось в 60-е гг. в творчестве Николя Шеффера и Хулио Ле Парка.
Слайд 30Закрепление материала
Перформанс
Акционизм
Инсталляция
Боди-атр
Флешмоб
Поп-арт
Оп-арт
Кинетическое искусство
Китч
Слайд 31Форма искусства, в котором акцент переносится с самого произведения на процесс
его создания.
Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов.
Форма искусства, в котором тело выступает как материал или объект творчества.
Заранее спланированная массовая акция, рассчитанная на случайных зрителей.
Воспроизведение типичных предметов современного быта, печатные изображения известных личностей.
Поп-арт
Инсталляция
Акционизм
Бодиарт
Флешмоб
Слайд 32Синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости
его элементов.
Эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм.
Течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов.
Произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Оп-арт
Кинетическое искусство
Китч
Перформанс
Слайд 38Вывод:
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные
явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Слайд 39Отказ от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей
и норм.
Единственной ценностью считается не ограниченная свобода самовыражения художника (принцип "все разрешено").
Эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения (это делает постмодернистское искусство универсальным, способным включить всю палитру жизненных явлений, но зачастую приводит к абсурдности).
Подстраивание критериев искусства к творческой фантазии художника.
Стирание границ между искусством и другими сферами жизни.