- Мы начинаем изучать первую историческую эпоху. По оглав-лению учебника определите, как она называется.
- По названию параграфов предположите, о чем мы будем говорить на этих уроках.
- В первой главе мы узнаем о том, как зарождалось человеческое общество.
Входная диагностика
1) хозяйство - труд людей по производству и распределению всего, что необ-ходимо для жизни;
Общество - множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (нравственность, мораль, законы).
4) духовная куль-тура – познание людьми мира через науку, искусство, рели-гию и все достижения в этих областях.
3) власть - управление жизнью общества для уста-новления порядка;
2) обществен-ное деление - общение людей, разделенных на разные группы, слои, организа-ции внутри общества;
- Давайте узнаем, с кем встретился Антошка и какой произошел разговор. Открываем с. 22, внизу начинаем читать диалог главных героев.
- С чего начинается история, - спросил Антошка, - с Адама и Евы?
- Согласно тексту Библии, - ответил Источниковед, - на шестой день творения Бог сказал: «Сотворим людей по образу нашему и подобию нашему... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Для верующих этот текст священен. Кто-то понимает его буквально, кто-то иносказательно.
- Собранные учеными факты, - продолжил Археолог, - свидетельствуют, что все разнообразные виды животных появились не одновременно, а развивались постепенно. Полезные признаки, возникая у одних организмов, помогают им выжить в борьбе за существование. Эти признаки передаются потомкам по наследству. Так, поколение за поколением, признаки животных и растений постепенно изменяются в лучшую для них сторону, бывшие родственники становятся непохожими друг на друга, и появляются новые виды. Дальними предками людей являются обезьяноподобные древесные животные, которые в процессе сохранения особей с полезными признаками постепенно изменялись и за миллионы поколений стали людьми.
— Сравните ответы Источниковеда и Археолога на вопрос Антошки. Какое наблюдается противоречие? Какой возникает вопрос?
Источниковед:
Религиозная точка зрения.
Археолог:
Научная точка зрения.
Проблема: Как и с какого события началась история человечества?
2) Научная (человек произошел от обезьяны).
Версии
1) Божественная (человека создал Господь Бог).
— Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.
Актуализация знаний. Планирование деятельности
- Каковы признаки человеческого общества?
- В обществе все люди связаны друг с другом.
- Вспомните из предыдущих уроков, что помогает нам узнать о событиях прошлого?
- Исторические источники. Они могут быть вещественными, письменными, устными.
- Как можно их датировать?
- Надо отметить, в каком слое земли найден предмет и, используя радиоуглеродный метод, определить дату происхождения находки.
— Сравните внешний вид этих существ. Чем похожи и чем отличаются?
- Что нам надо узнать, чтобы найти решение проблемы?
- Нам надо узнать, как обезьяны превращались в людей.
Не наблюдаются
40 млн лет назад
Не наблюдаются
Тропические леса Африки и Евразии
5 млн лет назад
Не наблюдаются
Юго-Западная Африка
500 см3
Австралопитек африканский, реконструкция
Реконструкция – восстановление образов человека или предметов по их частям.
Увеличение мозга.
Умели заготавливать простейшие орудия для охоты
2 млн лет назад
Не наблюдаются
Юго-Западная Африка
600 – 800 см3
1,5 млн лет назад
Не наблюдаются
Африка, Европа, Азия
800 – 1500 см3
300 тыс. лет назад
Не наблюдаются
Расселились по всей планете
1200 – 1600 см3
100 тыс. лет назад
Совместная хозяйственная деятельность.
Некоторые существа захоронены отдельно от жилищ.
Африка
1500 – 2000 см3
«Человек разумный»
(Homo sapiens)
— Общее: все живые существа, кроме «человека разумного», напоминают обезьян.
Различное: увеличение мозга и умений.
— Кого из живых существ можно считать человеком?
— «Человека разумного», т.к. он умел изготавливать необходимые для жизни орудия.
— «Человек разумный» произо-шел от наиболее развитых групп «древнейших людей», у которых наблюдались признаки звуковой речи.
- Первые люди появились в результате развития обезьяноподобных существ, т.е. формирования у них человеческих признаков.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
- Эти изменения можно объяснить с научной точки зрения, следовательно, версия о происхождении человека от обезьяны научно доказана.
- Но мы с вами в начале урока выдвинули еще одну версию - «божественную».
- Есть ли противоречие между религией и наукой по вопросу о происхождении человеческого общества?
- Свой ответ начните словами: «Я считаю... потому что...».
История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».
— О чем мы говорили на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Например:
«Происхождение человеческого общества»,
«Появление первых людей на Земле».
- Дома проверьте свои предположения, прочитав § 2, а чтобы лучше усвоить следующую тему, ответьте на вопросы перед параграфом.
?
— Почему авторы именно так его назвали?
«Первые шаги разума»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть