Слайд 1
КГУ»Кенаральская средняя школа»
Тема проэкта: Казахская национальная одежда.
Выполнила:
Ученица 6 кл.
Шалгимбаева Б.
Руководитель:
Седоченко Валентина Николаевна,учитель истории.
Село Кенарал 2016
Слайд 2В ходе изучения темы была поставлена цель: выявить особенности художественной структуры, элементов,
форм, декора, символики и образов казахского национального костюма .
Слайд 3Гипотеза: Если я изучу казахскую национальную одежду, ее особенности, виды, историю развития
одежды, декор и орнамент как украшение, познакомлюсь с коллекцией танцевальных костюмов , то смогу в будущем стать дизайнером одежды и сама создавать модели костюмов.
Слайд 4Задачи:
- Изучить хронологию развития казахской национальной одежды.
- Осмыслить богатство разностороннего развития
казахской одежды.
- Сделать вывод о историческом значение казахской национальной одежды.
Слайд 5План.
1. Казахская национальная одежда
2. Казахский народный орнамент в быту и одежде.
3.
История развития одежды, идущая издревне с племен саков.
Слайд 6-Казахская национальная одежда.
-кожа (основной, базовый материал), из нее шили зимние штаны,
праздничную верхнюю одежду, безрукавки, тулупы, головные уборы. Шкуры брались преимущественно домашних животных – коз, овец, жеребцов, коров. Выделанная и выбеленная кожа применялась в сочетании с тканями;
-мех (как утеплитель и, одновременно, украшение верхних нарядов, обуви и пр.);
-сукно (самодельное);
-войлок (тонкая шерсть, выделанная в домашних условиях);
-хлопчатобумажная ткань (привозная – ситец, бязь, кумач, миткаль, для людей среднего достатка);
-шелк, парча, бархат, атлас, тонкое сукно (привозные, символ обеспеченности, достатка, высокого социального статуса человека).
Слайд 7
Казахский народный орнамент в быту и одежде.
Орнамент – один из древнейших
видов декоративно-прикладного творчества.
Круг во всех древних религиях символизировал небесное начало.
Вертикаль заключает в себе принцип активной энергии
Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению.
Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует
нисхождение духа в материю.
Слайд 8
История развития одежды, идущая издревне с племен саков.
Некоторые виды повседневной
одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, средневековую одежду турков. Сохранились образцы кроя и пошива одежды кочевников. Так как кочевники ездили на лошадях, для удобства были скроены широкие штаны и чапаны свободного покроя с запахом и открытой грудью. С.И. Руденко, изучая одежду казахов, населявших в 20-х годах ХХ века местности между Ойымай и Сагызом, сравнивал ее с полиэтнологическими материалами и доказал, что образцы шубы – «купи» - существовали у казахов и их предков более 2 тысяч лет назад. Казахи верили, что ношение на подоле, рукавах одежды узора и орнамента, ношение уки (перья совы) охраняет от злых духов, нечистой силы, болезней, верили, что эти вещи обладают магической силой. Казахи считают сову священной птицей.
Слайд 9
Использованная литература.
Шаханов Т. «Казахская национальная одежда» Алма-Ата, «Жалын», 1976.
Баталова Э.Н. «Национальная одежда
казахского народа» «Алматыкітап», ЖШС, 2007.
Тохтабаева Ш.Ж «Казахские ювелирные украшения» . Алматы, «Өнер» 1985.
Давидович В.Е., Жданов Ю.А. «Сущность культуры» – Ростов-на Дону, 1979. - 480 с.
Джандильдин Н. «Природа национальной психологии» - Алма-Ата: Казахстан, 1971.- с. 295.
Диваев А. «Казахские народные приметы.» Мәдениет, N6, 1993
Драч Г.В. «Кvльтурология» - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 23.
Каракозова Ж.К. «Казахская культура и символ» Алматы, 1997, с.55.
Захарова В.И. и ХоджаеваР.Д. «Казахская национальная одежда XIX -начала XX вв.», Алматы, 1998.
http://www.abay.nabrk.kz