Слайд 1Великая ценность образования — это не знания, а действия.
Современные методы преподавания
истории в 5-7 классах в рамках ФГОС
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 52»
Пичушкина Виктория Витальевна
Слайд 2Приёмы и подходы для улучшения качества обученности учащихся на уроках истории
в рамках ФГОС
Цель моей работы, как учителя истории, показать, как средствами игры помочь развить у учеников познавательный интерес, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки; развить интерес и уважение к истории и культуре народов.
Средства достижения этой цели:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть индивидуальные способности учащихся;
Слайд 3Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
Цель включает в себя
ряд задач:
-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека;
-формирования навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умение сравнивать факты, версии, оценки, исторические источники, строить свою аргументацию;
-формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе осмысления социального духовного, нравственного опыта людей в прошлом, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому других народов.
Слайд 4
Возможные приемы и методы
Жокей и лошадь;
Мозговая атака (штурм);
Аукцион имен;
Верные и неверные
утверждения;
Имя, дата, событие;
Дерево предсказаний;
Ключевые слова;
Исторический футбол;
Кластер и др.
Слайд 5Жокей и лошадь.
Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («Жокеям») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Слайд 6Аукцион имен.
Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести
к изученной теме;
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Слайд 7Верные и неверные утверждения
Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными.
Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Пример:
вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
вельможа не работал (нет).
вельможа носил много украшений (да);
Слайд 8Имя, дата, событие.
Описание: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на
доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
Слайд 9Дерево мудрости
Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке
ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Слайд 10Ключевые слова.
Прием «Ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их
в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления ищут подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Слайд 12Исторический футбол.
Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из
которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Слайд 13Кластер.
Первый этап урока.
Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией,
находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.
Второй этап урока.
Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.
Третий этап урока.
Защита кластеров.
Четвертый этап урока.
Оценивание работы в группах и подведение итогов.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Слайд 14Четвертый лишний
Ребятам предлагаю четыре слова, необходимо исключить одно из них,
самостоятельно определив основание , по которому объединены остальные три слова.
Слайд 15Метод проектов
суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим
решение этих проблем,
умение практически
применять полученные
знания, развитие рефлекторного,
критического мышления.
Слайд 16
Постоянный контроль знаний (рефлексия):
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности
разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса.
Слайд 17Что делать?
Любить предмет, повышать собственную квалификацию, искать способы подачи информации в
зависимости от уровня подготовки учащихся;
Учить решать задачи, а не заучивать шаблоны;
Систематическая работа в течение года, а не от случая к случаю;
Индивидуальная работа со школьниками;
Внеклассная работа (кружки, факультативы, вечера истории и праздники, исторические соревнования)
Слайд 18В заключении
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться
следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
Слайд 19Литература
Кифик Н.Ю «Методика преподавания истории .Москва. Владос.2003г
Педагогика: учебное пособие для
студентов фак.педагогики и методики обучения пед.институтов /под.ред. С.П Баранова и др.-Просвещение 2004. Бердовская М.В . Реан.А.А