Слайд 1Народная одежда и быт крестьян села Андреевки Тульской губернии в 19
- начале 20 вв.
Презентацию подготовила:
Ученица 8 класса МКОУ «Андреевская ООШ»
Шувалова Татьяна,14 лет
Педагог – консультант Маркеева Н.В.,
учитель истории и обществознания
Слайд 2На вопрос: «Как называется русская народная женская одежда?» - многие не
задумываясь ответят «Сарафан». И ошибаются.
До Екатерины II сарафаны носили лишь женщины княжеского рода. Екатерина Великая разрешила их всем сословиям. И сделала это для процветания торговли, ибо на сарафан шло как минимум 5 м ткани, а шили в то время сарафаны исключительно из шёлка. И значительно позднее, в упрощённом виде, сшитый из льняной или ситцевой ткани сарафан появился в гардеробе крестьянок.
На самом же деле женской русской народной одеждой был понёвный ансамбль.
Традиционная народная одежда
Слайд 3До хороводного возраста (то есть до периода полового созревания) одежда и
мальчиков, и девочек была одинакова: рубаха ниже колен, подпоясанная поясом и перехваченные лентой (верёвочкой) волосы.
рубаха оставалась основой любой одежды до конца жизни, поэтому рассмотрим её подробнее. Была она не широка – на ширину ткацкого станка, поэтому ткань, с таким трудом сотканную вручную долгими зимними вечерами, никогда не резали использовали полностью. и крой её состоял из прямоугольных кусков ткани. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, рукава, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее её владелица. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.
Слайд 4Чтобы к телу человека не могла подобраться нечисть, защищали те места,
где ткань разомкнута (подол, низ рукава, горловину) и плечевые швы. Как защищали? Вышивками – оберегами. Особый способ кройки при этом состоял в том, что не пользовались ножницами, а рвали холст, шили на руках, швейные машины не использовали.
Слайд 5Шитьё также исполнялось особым способом: обязательно вперёд ( а не назад)
иголкой. До сих пор ( в отдельных местах),когда шьют одежду для умершего, «назад не ступают».
Слайд 6Шили рубаху из хорошо отбеленной на солнце льняной ткани, а оберег
вышивали красной тканью (красный цвет – цвет крови, огня и солнца – обереговый цвет, цвет жизни). Кроме обереговой функции вышивка выполняла и информативную – сообщала о семейном положении. Ластовицу подмышки пришили также красную – и оберег и практично – следы пота не так заметны, да и заменить легко.
Рубаху подпоясывали поясом. Не только для красоты или удобства, а чтобы одежда к телу прилегала.
Слайд 7
Одежда девушек.
Когда подходил хороводный возраст девушка
поверх рубахи надевала запон (передник, фартук). Это было прямоугольный кусок льняной ткани с петельками на концах, куда вдевались ленточки. Запон повязывался выше груди, а длиной был таким, чтобы от низа рубахи до низа запона оставалось пространство высотой в две вышивки подола рубахи.
Слайд 8Женщина после свадьбы поверх рубахи надевала юбку – понёву, состоящую из
трёх кусков ткани: полотнище сзади, по полотнищу по бокам, а впереди юбка распашная прикрытая запоном (передником).
Одежда семейных, но ещё бездетных людей.
Слайд 9Одежда крестьянок была яркой, нарядной даже в повседневные дни. Обильно украшенная
растительным орнаментом, фигурками животных, бисером и блёстками.
Слайд 10Особое место в быту крестьян отвадилось полотенцу. Оно играло обрядовую роль
при крещении младенцев, на свадьбе, на похоронах, в украшении «красного» угла. Вышивкой и орнаментом украшали полотенца используемые в домашнем хозяйстве.
Слайд 14Чаепитие с самоваром, пряниками и вареньем не простое утоление жажды. Чаёвничали
с большим чувством, с толком, с расстановкой. Пили чай часто, 6-7 раз в сутки, и медленно, чтобы «получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот».
В какое бы время не пришёл гость, для него ставили самовар и хозяева по обычаю пили с ним чай. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству.
Разливать чай и подчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла попросить о помощи старшую дочь.
Слайд 15Традиционно пили чай с тульскими пряниками, конфетами и вареньем. Особенной любовью
у наших предков пользовалось лакомство «жамки» их дешёвые и очень вкусные, делали из остатков пряничного теста, которое собирали, отжимали и выпекали. Жамки были круглыми, мятными или медовыми, всегда без начинки.
В нашей губернии существовала такая традиция. В конце застолья хозяйка брала один пряник, называемый «разгонным», резала его на много маленьких кусочков и раздавала гостям. Этот пряник пили с последней чашкой чая – «разгонным» пряником хозяйка как бы говорила : «Дорогие гости, пора и честь знать!»
Слайд 16С появлением более тонких тканей и сложных фасонов платьев возникла необходимость
тщательно и бережно их разглаживать. Наверное, это и послужило толчком к изобретению утюга. Первое письменное упоминание на Руси об утюге относится к 1636 году.
Тула мастеровая была знаменита литьём утюгов.
Известно, что утюги выпускали Роман Черников, Егор Баташов, бывший оружейник Пётр Щербачёв.
утюги делились на три вида: простые пустотелые, дорожные утюжки, «портновские»
Слайд 17Некоторые заводчики украшали утюги своими инициалами, другие узорами. Иметь в своём
доме столь банальный предмет пару веков назад считалось роскошью. Утюги могли приобретать только зажиточные семейства, потому как стояли они весьма недёшёво. За такие деньги можно было купить корову. Если девица выходила замуж за парня, в доме которого был утюг, брак считался выгодным.
Слайд 18 в последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала
бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Нашлось и удобное место для его подвески - дуга над головой коренника(лошади) . Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Почему не к дужному кольцу? Колокольчики-то были отнюдь не сувенирные, такой "звоночек" в лучшем случае своей тяжестью из дуги вывернет, а то и дугу сломать недолго. К тому же сам колокольчик должен быть неподвижен, раскачивается только язык - иначе не будет настоящей гармонии звука.
Дужные колокольчики
Слайд 19Каждый, кто возьмет в руки дужный колокольчик, непременно обратит внимание, что
его нижняя, "расклешенная" часть - юбка - не только украшается затейливыми орнаментами, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию. Колокольчик не только поет - он говорит! Это не просто сигнальное ездовое средство. Это народное слово, увековеченное в бронзе! Колокольные тексты рассказывают об изготовителе, времени основания его мастерской, месте и дате изготовления изделия, владельце, торговце, их социальном статусе, памятной причине выпуска изделия и пр.