Слайд 1Формирование критического мышления на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и
обществознания
Уваровой Натальи Сергеевны
с. Суворовское, Республика Крым
Слайд 2Cogito, ergo sum
Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и
физиолог
Слайд 3Я мыслю, значит я существую
Уже пятнадцать лет я учу своих учеников
мыслить, иметь и уметь доказывать свое мнение. За это время испытала огромное количество методик и методов. Самые удачные оставила в своей рабочей копилке
Слайд 4Методы и приёмы технологии критического мышления
мозговой штурм
приём «корзина идей, понятий, имён»
метод
синквейна
кластер,
RAFT технологии,
приём ЗХУ,
метод “толстых и тонких вопросов”
фишбоун
метод Инсерт
понятийно-терминологическая карта
Слайд 5Технология критического мышления на основе чтения и письма
В
данной технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Слайд 6Мозговой штурм
Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит
из следующих этапов:
1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
2. Анализ идей. Цель – в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу
Слайд 7Задание для учащихся 5 классов
Немногочисленные группы людей жили в местах с
тёплым климатом, не испытывали недостатка в питьевой воде и растительной пище. В этих краях водилось много животных. Самые древние стоянки - места жизни людей - археологи нашли в Северной и Восточной Африке. Почему же древние люди покидают места постоянного обитания? Предложи свои идеи.
Слайд 8КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН
Тема: Права человека
(актуализация знаний учащихся)
Что
вам известно по данной теме?
Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди;
Первый документ о правах человека появился во время Великой Французской революции
Слайд 9Кластер
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление
в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Слайд 11Кластер к уроку истории Крыма.
Тема урока: «Крым в мифах античного мира»
Слайд 12Фишбоун
Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные
понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайд 13Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 14Фишбоун на уроке истории в 6 классе
Тема «Феодальная раздробленность на Руси
Причины
распада Древней Руси
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Раздробленность на Руси была неизбежна
Не был определен порядок наследования киевского престола
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Рост и развитие городов
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Слайд 15SWOT - анализ
Сильные стороны
strengths
Слабые стороны
weaknesses
Угрозы
Threats
Возможности
Opportunities
Тема/
понятие/
факт
Слайд 16SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе
Тема «Типы экономических
систем»
эффективное распределение ресурсов;
стимулирует НТП;
создает материальную заинтересованность производить то,
в чем есть потребность
создает социальное неравенство;
не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)
не развиты такие отрасли как ЖКХ
В результате социального неравенства возможны:
социальные потрясения в обществе;
Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;
Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства
- свободный выбор поставщиков, сырья,
товаров и т.п.;
- многообразие форм собственности;
- свободная конкуренция;
использование наиболее эффективных технологий;
самостоятельность производителей
Рыночная экономика
Слайд 18Приём ЗХУ
«Знаю –
Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)
Слайд 19Приём «Инсерт»
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
interactive интерактивная
noting размечающая
system система
effective для эффективного
reading чтения и
thinking размышления.
Слайд 20Приём «Инсерт»
Значки для маркировки текста:
"∑" - уже знал;
“+”- новое;
“-”-
думал иначе;
“?”- не понял, есть вопросы.
Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
Слайд 21Приём «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
∑ – уже знал,
+
- новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
3.Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Слайд 22Понятийно-терминологическая карта.
На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и
надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Слайд 23Приём ПОПС - формула
Позиция. «Я считаю, что…».
Обоснование. «Потому что…».
Подтверждение.
«Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
Слайд 24"Обмен веществ и энергии в клетке"
«Нарушения обмена веществ часто приводят к
избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
Позиция. «Я считаю, что…».
Обоснование. «Потому что…».
Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
Следствие. «Следовательно…».
Слайд 25Синквейн
Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется
как дидактический прием на этапе рефлексии.
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Слайд 26Синквейны разных лет
МОЙ ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ
ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ
ХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ
ДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И
ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЭРМИТАЖ.
(традиционный синквейн ученицы 7 класса)
История Древнего мира
Это тень пирамид,
Падающая на голубые воды Нила.
Это Вавилонская башня,
Строителям которой так и не удалось поговорить с богами.
Это Будда,
Который из человека стал Богом.
Это триста спартанцев,
Стоявшие насмерть в узком Фермопильском ущельи.
Это легион Цезаря,
Перешедший вмести с ним Рубикон.
И христиане, умиравшие на аренах римских цирков.
Это загадка трипольцев и семь чудес света.
(нетрадиционная работа пятиклассника)
Слайд 27Стадия «Рефлексия»
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
П – «плюс», положительные черты,
достоинства
М – «минус», отрицательные черты, недостатки
И – «интересно», возможности для развития