Презентация, доклад методической работы учителя истории и обществознания

Содержание

Cogito, ergo sumРене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог

Слайд 1Формирование критического мышления на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и

обществознания
Уваровой Натальи Сергеевны
с. Суворовское, Республика Крым



Формирование критического мышления на уроках историиИз опыта работы учителя истории и обществознания Уваровой Натальи Сергеевныс. Суворовское, Республика

Слайд 2Cogito, ergo sum

Рене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и

физиолог
Cogito, ergo sumРене Декарт – французский философ, математик, механик, физик и физиолог

Слайд 3Я мыслю, значит я существую
Уже пятнадцать лет я учу своих учеников

мыслить, иметь и уметь доказывать свое мнение. За это время испытала огромное количество методик и методов. Самые удачные оставила в своей рабочей копилке
Я мыслю, значит я существуюУже пятнадцать лет я учу своих учеников мыслить, иметь и уметь доказывать свое

Слайд 4Методы и приёмы технологии критического мышления
мозговой штурм
приём «корзина идей, понятий, имён»
метод

синквейна
кластер,
RAFT технологии,
приём ЗХУ,
метод “толстых и тонких вопросов”
фишбоун
метод Инсерт
понятийно-терминологическая карта
Методы и приёмы технологии критического мышлениямозговой штурмприём «корзина идей, понятий, имён»метод синквейнакластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, метод

Слайд 5Технология критического мышления на основе чтения и письма
В

данной технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Технология критического мышления на основе чтения и письма   В данной технологии выделяют три основных этапа:I.

Слайд 6Мозговой штурм
Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит

из следующих этапов:
1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
2. Анализ идей. Цель – в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу

Мозговой штурмОбычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся и состоит из следующих этапов:1. Создание банка идей.

Слайд 7Задание для учащихся 5 классов
Немногочисленные группы людей жили в местах с

тёплым климатом, не испытывали недостатка в питьевой воде и растительной пище. В этих краях водилось много животных. Самые древние стоянки - места жизни людей - археологи нашли в Северной и Восточной Африке. Почему же древние люди покидают места постоянного обитания? Предложи свои идеи.
Задание для учащихся 5 классовНемногочисленные группы людей жили в местах с тёплым климатом, не испытывали недостатка в

Слайд 8КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН
Тема: Права человека
(актуализация знаний учащихся)
Что

вам известно по данной теме?
Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди;
Первый документ о правах человека появился во время Великой Французской революции
КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁНТема: Права человека(актуализация знаний учащихся)   Что вам известно по данной теме?Права человека

Слайд 9Кластер
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление

в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

КластерКластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.Важно в тексте, с

Слайд 10Кластер

Кластер

Слайд 11Кластер к уроку истории Крыма. Тема урока: «Крым в мифах античного мира»

Кластер к уроку истории Крыма. Тема урока: «Крым в мифах античного мира»

Слайд 12Фишбоун
Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные

понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ФишбоунФишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть

Слайд 13Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Проблема:

Выводы:

Причина:
Причина:
факты:
факты:




Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)Проблема:Выводы:Причина:Причина:факты:факты:

Слайд 14Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси


Причины

распада Древней Руси

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Рост и развитие городов

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на РусиПричины распада Древней РусиРазличия территорий по

Слайд 15SWOT - анализ
Сильные стороны
strengths





Слабые стороны
weaknesses






Угрозы
Threats




Возможности

Opportunities





Тема/
понятие/
факт

SWOT - анализСильные стороныstrengths Слабые стороныweaknesses УгрозыThreats    Возможности    OpportunitiesТема/понятие/факт

Слайд 16SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе Тема «Типы экономических

систем»

эффективное распределение ресурсов;
стимулирует НТП;
создает материальную заинтересованность производить то,
в чем есть потребность




создает социальное неравенство;
не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица)
не развиты такие отрасли как ЖКХ








В результате социального неравенства возможны:
социальные потрясения в обществе;
Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;
Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства




- свободный выбор поставщиков, сырья,
товаров и т.п.;
- многообразие форм собственности;
- свободная конкуренция;
использование наиболее эффективных технологий;
самостоятельность производителей


Рыночная экономика

SWOT – анализ на уроке обществознания в 8 классе Тема «Типы экономических систем»эффективное распределение ресурсов;стимулирует НТП;создает материальную

Слайд 17Толстые и тонкие вопросы.

Толстые и тонкие вопросы.

Слайд 18Приём ЗХУ
«Знаю –

Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Приём ЗХУ        «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З –

Слайд 19Приём «Инсерт»
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
interactive интерактивная


noting размечающая
system система
effective для эффективного
reading чтения и
thinking размышления.

Приём «Инсерт»Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.interactive интерактивная noting размечающая system система effective для

Слайд 20Приём «Инсерт»
Значки для маркировки текста:
"∑" - уже знал;
“+”- новое;
“-”-

думал иначе;
“?”- не понял, есть вопросы.
Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.

Приём «Инсерт»Значки для маркировки текста:

Слайд 21Приём «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
∑ – уже знал,
+

- новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя
материал.
3.Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Приём «Инсерт»1. Читая, ученик делает пометки в тексте:∑ – уже знал,+ - новое,- - думал иначе,? –

Слайд 22Понятийно-терминологическая карта.
На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и

надо все составить в логическую цепочку согласно теме.

Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку

Слайд 23Приём ПОПС - формула
Позиция. «Я считаю, что…».
Обоснование. «Потому что…».
Подтверждение.

«Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
Приём ПОПС - формулаПозиция. «Я считаю, что…». Обоснование. «Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…;

Слайд 24"Обмен веществ и энергии в клетке"
«Нарушения обмена веществ часто приводят к

избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».

Позиция. «Я считаю, что…».
Обоснование. «Потому что…».
Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
Следствие. «Следовательно…».


Слайд 25Синквейн
Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется

как дидактический прием на этапе рефлексии.
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

СинквейнСинквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

Слайд 26Синквейны разных лет
МОЙ ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ
ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ
ХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ
ДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И

ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЭРМИТАЖ.
 
 (традиционный синквейн ученицы 7 класса)
 

История Древнего мира
Это тень пирамид,
Падающая на голубые воды Нила.
Это Вавилонская башня,
Строителям которой так и не удалось поговорить с богами.
Это Будда,
Который из человека стал Богом.
Это триста спартанцев,
Стоявшие насмерть в узком Фермопильском ущельи.
Это легион Цезаря,
Перешедший вмести с ним Рубикон.
И христиане, умиравшие на аренах римских цирков.
Это загадка трипольцев и семь чудес света.
(нетрадиционная работа пятиклассника)

Синквейны разных лет МОЙ ЭРМИТАЖМУЗЕЙВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ИЗЯЩНЫЙХРАНИТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТДИВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХЭРМИТАЖ.  (традиционный синквейн ученицы 7 класса) История

Слайд 27Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
П – «плюс», положительные черты,

достоинства
М – «минус», отрицательные черты, недостатки
И – «интересно», возможности для развития

Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть