Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 176
Методическая разработка раздела
«Древний Восток» образовательной учебной программы по всеобщей истории
для 5 класса
Работу выполнила:
Учитель истории и
обществознания
МБОУ СОШ № 176
Гончарова Ж. В.
Нижний Новгород
2012 год
Слайд 2Информационная карта
Гончарова Жанна Викторовна
Год рождения: 1977
Образование: НГПУ им. М. Горького
Место работы:
МБОУ СОШ № 176
Квалификация: учитель по специальности «История»
Педагогический стаж: 14 лет
Тема самообразования: «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
Слайд 3Пояснительная записка
Программа: «История Древнего мира. 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер,
И.С. Свенцицкая (Издательство Просвещение», 2009 год)
УМК: «История Древнего мира», 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Издательство Просвещение», 2009 год)
Особенности курса
Начинает изучение всеобщей истории в основной школе
Закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в хронологической последовательности
Создаются условия для становления ценностного отношения учащихся к изучению прошлого
Начало приобщения учащихся к культуре исторического познания
Слайд 4Цель и задачи изучения раздела «Древний Восток»
Цель изучения раздела «Древний Восток»:
Сформировать
у учащихся устойчивые представления об особенностях развития цивилизаций Древнего Востока и их роли в истории человечества.
Задачи изучения раздела « Древний Восток»:
Образовательные:
Повышение общего интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора.
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Древнего Востока, в их взаимосвязи и хронологии преемственности.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения исторических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
Развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения на основе исторического материала.
Воспитательные:
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей, для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Слайд 5Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями
5 класс: подростки 11-12 лет
Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью, становится произвольным и преднамеренным. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
Память интеллектуализируется: объем увеличивается за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, системность, точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактных материалов.
Мышление Важная особенность – формирование активного, самостоятельного мышления. Появление способности мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.
Слайд 6Ожидаемые результаты освоения
раздела программы
Должны знать:
• Даты основных событий, термины и
понятия, выдающихся деятелей Древнего Востока
• Результаты и итоги ключевых событий истории Древнего Востока
• Представителей и памятники культуры Древнего Востока , изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
• Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
• Уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
• Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
• Давать описание исторических событий и памятников культуры основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Востока
Слайд 7Система знаний
Раздел знакомит с древнейшими классовыми обществами Египта, Передней Азии, Индии
и Китая. Эти общества обладали сходными путями хозяйственного и общественного развития (ирригационное, земледелие, община, долговое рабство, деспотическая монархия и управление с помощью чиновников).
Хронологические рамки изучаемого периода не едины для стран древнего Востока. Знакомство с Египтом и Передней Азией начинается с образования государств в долине Нила и в Месопотамии (IV тыс. до н. э.) и доводится до завоеваний их персами. Дальнейшая история этих стран рассматривается как часть истории всего Средиземноморья. Ознакомление с историей Индии и Китая также начинается с эпохи древнейших государств в долинах Инда (III тысячелетие до н. э.) и Хуанхэ (II тысячелетие до н. э.) и доводится до первых веков нашей эры.
Учащиеся подводятся к пониманию влияния географической среды на хозяйство древневосточных стран. Особые природные условия явились предпосылкой развития земледелия и скотоводства в долинах Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ.
Слайд 8Образовательные технологии, методы, формы организации учебной деятельности учащихся. Система деятельности
Технология управления
самостоятельной деятельностью школьников
Реставратор
Дети пишут историю
Инсерт
Фишбоун
Как вы думаете
Сводная таблица
Синквейн
Кластер
Перепутанные логические цепочки
Слайд 9Тематическое планирование по разделу
Слайд 10Разработка урока
Цель: создание условий для развития ключевых компетенций:
познавательной – учащиеся должны
иметь общее представление о законах, ориентироваться в причинно-следственных связях, понимать сущность рабовладельческого общества;
развивающей – учащиеся должны учиться анализировать фрагменты исторических источников, уметь выделять главное и делать обобщения, развивать речь;
коммуникативной – учиться работать в группе;
ценностной – учащиеся должны учиться давать собственную оценку статьям законов и подкреплять свою оценку аргументами.
Тип урока – изучение нового материала (лабораторная работа с историческими источниками).
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методика: технология развития критического мышления, включающая 3 этапа урока:
вызов
осмысление
рефлексия, с применением таких форм как: синквейн, групповая работа учащихся.
Оборудование:
раздаточный материал для разных групп: адаптированные статьи законов Хаммурапи и вопросы к ним;
схема составления синквейна:
1 строка – 1 или 2 существительных (объект изучения, название темы)
2 строка – 2 прилагательных, отражающих свойства, признаки объекта
3 строка – 3 глагола, описывающих действия объекта и их результаты
4 строка – фраза из 4 слов, выражающих суть явления и отношение автора к теме
5 строка – 1 или 2 существительных, итог размышлениям.
Слайд 11Разработка урока
Этапы урока:
Организационный момент: взаимное приветствие, организация работы по группам –
3 минуты
Актуализация знаний –7 минут
Стадия осмысления (работа по группам: 4 группы) – 30 минут
Каждая группа получает листы с фрагментами из Законов Хаммурапи и вопросы к ним.
После работы в группах (время ограничено 10-15 мин.) учитель организует обсуждение ответов на вопросы. Оценочные суждения (о справедливости и несправедливости статей законов) выделяются учителем особо: учащиеся должны аргументировать свои суждения, приводить доводы в пользу своей оценки.
4. Стадия рефлексии (написание синквейна) – 5 минут
Слайд 13Разработка урока
Пример созданного учащимися синквейна:
Законы Хаммурапи
Суровые, справедливые
Защищают, наказывают, укрепляют
«Око за око,
зуб за зуб»
Рабовладельческие законы
Слайд 14Результаты срезовых работ
Итогом изучения каждой темы подводились в виде небольшой проверочной
работы (тестового характера):
1 – тема: «Древний Египет»
2 – тема: «Западная Азия в древности»
3 – тема: «Индия и Китай в древности»
Слайд 15Список литературы
Основная литература:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира.
5 класс». Программа учебного курса. - М.: Просвещение, 2009 г.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира. 5 класс». Учебник. - М.: Просвещение, 2009 г.
Дополнительная литература:
Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. Дрезден, 1977.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.
Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
Васильев Л.С. История Востока. Ч. I-II. М., 1993.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие.- М., 1985.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
Заир-Бек С.И., Муштавинская С.И. Технология развития критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.
Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике.- Рига. 1995.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1982.
Кларин М.В. Педагогическая технология.- М., 1989.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)., 2006.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.