Презентация, доклад мастер - класса Применение компетентностного подхода при определении целей урока истории и обществознания

Содержание

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 1МБОУ «Далайская СОШ № 11»





Мастер-класс учителя истории
Динисовой В.Н.

ПРИМЕНЕНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРИ

ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЦЕЛЕЙ УРОКА
МБОУ «Далайская СОШ № 11»Мастер-класс учителя историиДинисовой В.Н.ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ УРОКА

Слайд 2КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 3Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов

деятельности)


Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитательная и развивающая цели.


Цель урока - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным

ТЕЗАРУС МАСТЕР-КЛАССА

Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности)Компетентность – это владение человеком соответствующей

Слайд 4СПОСОБЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА
через содержание материала
(ознакомить с предпосылками принятия христианства)
4)

через характеристику процесса деятельности (формирование умения…)

3) через деятельность учащихся
(ученик должен уметь показывать)

2) через деятельность учителя
(научить определять предпосылки и причины…)

ПРИВЕДЁМ СВОИ ПРИМЕРЫ К КАЖДОМУ ИЗ СПОСОБОВ

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКАчерез содержание материала (ознакомить с предпосылками принятия христианства)4) через характеристику процесса деятельности (формирование умения…)3)

Слайд 5ВИДЫ ЦЕЛЕЙ УРОКА
цели, которые определяются учителем как ориентиры
в своей деятельности

цели,

которые являются ориентирами для учащихся

цели, которые определяются учителем, но не оглашаются

цели, которые определяются учащимися

ВИДЫ ЦЕЛЕЙ УРОКАцели, которые определяются учителем как ориентиры в своей деятельностицели, которые являются ориентирами для учащихсяцели, которые

Слайд 6Цели урока, которые определяются учителем и прописываются в его конспекте, построенные

на основе компетентностного обучения, должны освещать на уроке результаты деятельности учащихся, а не учителя, и могут быть сформулированы следующим образом: «После этого урока учащиеся смогут…..». Далее следуют учебные ориентиры.

Тема: «Рождение средневековой Европы»
Цели:
Называть: время Великого переселения народов, существования Франкского государства; даты падения Западной Римской империи, образования Фракской империи, заключения Верденского договора; государства образовавшиеся после Франкской империи.
Показывать на карте:…
Описывать……
Объяснять и применять понятия…..
Устанавливать причины….
Определять характерные черты….
Раскрывать роль личности в истории на примере…

Цели урока, которые определяются учителем и прописываются в его конспекте, построенные на основе компетентностного обучения, должны освещать

Слайд 7ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Слайд 8ТЕМА-ВОПРОС
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,

чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

ТЕМА: «ЧЕМУ УЧИЛ КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ?»
ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧАЩИМИСЯ:
УЗНАТЬ КОГДА ОН ЖИЛ?
КОГО НАЗЫВАЮТ МУДРЕЦОМ?
ПОЧЕМУ КОНФУЦИЯ НАЗЫВАЮТ МУДРЕЦОМ?
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЛАСЬ ЕГО МУДРОСТЬ?
ЧЕМУ ОН УЧИЛ?

ТЕМА-ВОПРОСТема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети

Слайд 9РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и

прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слов(-а) определяем цель урока.

ТЕМА: «ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ»
ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧАЩИМИСЯ:
ПОЧЕМУ ПОЯВИЛОСЬ НЕРАВЕНСТВО?
КАК ПОЯВИЛАСЬ ЗНАТЬ?
КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ?

РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМУчащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или

Слайд 10ЯРКОЕ ПЯТНО
Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через

зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и цели урока.

ТЕМА: «ДРЕВНЯЯ СПАРТА»
Демонстрируются картинки бережного отношения к детям и одна среди них – сбрасывание спартанских младенцев с горного обрыва в пропасть.
ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧАЩИМИСЯ:
ПОЧЕМУ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ СБРАСЫВАЮТ В ПРОПАСТЬ?
ИМ, ВЗРОСЛЫМ, НЕ ЖАЛКО ДЕТЕЙ?
ИХ ЗА ЭТО НЕ НАКАЗЫВАЛИ?
ПОЧЕМУ ОНИ БЫЛИ ТАКИМИ ЖЕСТОКИМИ?..

ЯРКОЕ ПЯТНОСреди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном

Слайд 11ИСКЛЮЧЕНИЕ
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа

приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

ТЕМА: «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»
Демонстрируются на доске словосочетания (или картинки): несение боевого дежурства, военная служба, участие в военных учениях, выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов, выполнение приказов командира. Найти понятие, обобщающее для всех.
ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧАЩИМИСЯ:
КТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
КТО МОЖЕТ НЕ СЛУЖИТЬ В АРМИИ? ПОЧЕМУ?
НАКАЗЫВАЮТ ЛИ ТОГО, КТО НЕ СЛУЖИТ В АРМИИ?
ПОЧЕМУ НУЖНО СЛУЖИТЬ В АРМИИ?..

ИСКЛЮЧЕНИЕПрием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.Первый вид. Повторяется основа приема

Слайд 12ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение,

конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

ТЕМА: «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»
Демонстрируются на доске словосочетания (или картинки): несение боевого дежурства, военная служба, участие в военных учениях, выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов, выполнение приказов командира. Найти понятие, обобщающее для всех.
ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧАЩИМИСЯ:
КТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
КТО МОЖЕТ НЕ СЛУЖИТЬ В АРМИИ? ПОЧЕМУ?
НАКАЗЫВАЮТ ЛИ ТОГО, КТО НЕ СЛУЖИТ В АРМИИ?
ПОЧЕМУ НУЖНО СЛУЖИТЬ В АРМИИ?..

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГНа этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к

Слайд 13 1. Как должен чувствовать себя человек, попавший в подобные ситуации?

2. На что уповает человек в сложных жизненных ситуациях? 3. К какому источнику духовной сферы относится данное понятие?
1. Как должен чувствовать себя человек, попавший в подобные ситуации?   2. На что уповает

Слайд 14СОБЕРИ СЛОВО ( предложение) + 6 кл с.4
Перед оглашением темы учащимся

предлагается выполнить задание
СОБЕРИ СЛОВО ( предложение) + 6 кл с.4Перед оглашением темы учащимся предлагается выполнить задание

Слайд 15
ДОМЫСЛИВАНИЕ

Предлагается тема урока и слова «помощники»
Повторим… Изучим…. Узнаем…. Проверим….
С помощью слов "помощников" дети формулируют

цели урока.
*Данный приём целесобразно
использовать в «слабом классе»

ДОМЫСЛИВАНИЕПредлагается тема урока и слова «помощники» Повторим… Изучим…. Узнаем…. Проверим…. С помощью слов

Слайд 16ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного

приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.

ТЕМА: «ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ»
Учитель (или специально подготовленный учащийся) перед оглашением темы выразительно читает текст о том как военные походы разоряли римских земледельцев. Затем задаётся вопросы: «К чему приведёт данная ситуация? Как её можно решить?». Далее учитель подводит учащихся к необходимости сравнить точки зрения, высказанные учащимися с точкой зрения автора учебника.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯСоздаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение –

Слайд 17ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого

должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать

ТЕМА: « ПОБЕДА ГРЕКОВ НАД ПЕРСАМИ В МАРАФОНСКОЙ БИТВЕ»
Последний этап урока. Тема изучена. Подведён итог. А далее следует задание учителя: «После победы греков над персами в Марафонской битве попытка персов овладеть Афинами так и не осуществилась. Персы уплыли. Предположите, как события будут развиваться дальше….об этом мы узнаем на следующем уроке
«НАШЕСТВИЕ ПЕРСИДСКИХ ВОЙСК НА ЭЛЛАДУ»

ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКАВ конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за

Слайд 18Ошибки в постановке целей:
неопределенность
неконкретность
- глобализация
- постановка цели

только учителем

Ошибки в постановке целей: неопределенность неконкретность- глобализация- постановка цели только учителем

Слайд 19Какими приемами пользуетесь Вы,
уважаемые коллеги?
Предлагаю обменяться опытом!
Найти свою изюминку
целеполагания

на уроке!

Какими приемами пользуетесь Вы, уважаемые коллеги?Предлагаю обменяться опытом!Найти свою изюминку целеполагания на уроке!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть