Слайд 1ГАПОУ НСО
«Барабинский медицинский колледж»
Проверочная работа по темам:
«История как наука», «Первобытная
эпоха», «Образование древних государств»
Слайд 21. Дайте определение понятию «история»
2. Дайте определение понятию «исторический процесс»
3. Перечислите
основные функции истории как науки.
4.Согласно марксистской концепции перечислите этапы развития истории.
Слайд 35.Перечислислите основные этапы развития человечества.
6.Перечислите основные периоды первобытной эпохи.
7.Назовите представителей периодов
палеолита, мезолита, неолита
8.Перечислите основные достижения человечества периодов палеолита, мезолита, неолита
Слайд 49. Границей первобытной эпохи и Древнего мира является …
10. Что же
подтолкнуло человечество на создание государств?
11. Изобразите социальную структуру Древнего Египта.
12. Опишите культуру Древнего Египта.
Слайд 5Проблемные вопросы
Что такое религия?
Что значит мировая религия?
Какие религии Вам известны?
Слайд 6Определения понятий
Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов,
обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов.
Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Буддизм, христианство, ислам
Слайд 7Работа в парах
ВЗОНИНОКВЕНИЕ,
МАСЛИ,
ЯВАЗИЦИЛИЦИ,
СВОМОЗКАНТ,
ЕРИГИЛЯ,
МАСЛИСАЯК
Слайд 8
Возникновение исламской цивилизации
Слайд 9Цель:
Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об
общем и особенном в мировом историческом процессе;
формировать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации
Чем объяснялись внезапные успехи арабов, их объединение?
И почему такая сильная военная держава – халифат распалась?
Слайд 11
Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго – Западной Азии.
Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии.
Слайд 12
Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов,
овец и лошадей.
Слайд 13
- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
Слайд 14
Самым крупным на Аравийском полуострове считался город Мекка.
Слайд 15
В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба (« куб»),
служивший святым местом для всех арабов.
Слайд 16
Бедуины делились на несколько племён, очень часто между ними возникали стычки
из-за недостатка земли.
Слайд 17
Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.
-
Какую функцию выполняли вожди?
Слайд 18
- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?
Слайд 19
Главную роль в объединении арабов и создании арабского государства сыграла новая
религия – исла̀м.
Основателем ислама стал житель Мекки
Муха̀ммед (570–632 годы).
Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии – ислам, что в переводе на русский язык означает «покорность, подчинение».
Слайд 20
622 год - переселение Мухаммеда (хиджра) в город Медина стал начальной
датой мусульманского летоисчисления.
Слайд 21
Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их
главное святилище.
Слайд 22
После его смерти эти записи были переработаны и составлена священная книга
мусульман – Коран, который включает в себя 114 глав.
Слайд 23
Главные ценности новой религии:
1) покорность богу
2) частная собственность
3) нравственные заповеди
Слайд 24
Просмотрев видеофрагмент, ответьте на следующие вопросы:
Чему учит Коран?
2) Как называются правила
поведения мусульман?
3) Что запрещалось мусульманам?
4) Как называется обязательное для всех мусульман паломничество в Мекку?
Слайд 26
После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы (заместители пророка). При них
многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.
Слайд 27
В халифат вошли Сицилия, Кипр, Крит и Юг Италии. Земля принадлежала
халифам, а эмиры (наместники), жили за счет налогов. Назначался налог на всех жителей завоеванных поселений. Но, для приверженцев религии ислам размер налога был гораздо меньшим нежели представителю другой религии. Таким образом, религия ислам начала быстро распространяться.
Благодаря чему, практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Образовалась новая столица - Багдад, на реке Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало называться Багдадский халифат.
Слайд 28
Багдадский халифат распространился на огромной территории. Власть халифата принадлежала Гаруне аль
Рашиду, герою сказки «1000 и 1 ночь».
Но, с течением времени сменялись поколения эмиров (наместников), которые передавали престол по наследству и власть халифата над ними ослабевала и вскоре вызвала раскол среди мусульман.
Слайд 29
Благодаря распространению ислама и арабского языка, большое количество людей стали понимать
друг друга и жить по одним законам, что способствовало развитию ремесла, торговли, научных и технических достижений.
Больших успехов ученые достигли в изучении истории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше европейцев начали применять огнестрельное оружие.
Арабы считаются основоположниками десятеричной системы исчисления, а также связанными с ней словами: «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф».
Слайд 30
Задания для закрепления знаний по теме:
1. Кто считается основателем третьей по
счёту мировой религии – ислама?
2. Как называется Священная книга мусульман, сборник законов?
3. Назовите главную святыню ислама
4. Как назывались кочевые племена арабов, занимающихся скотоводством?
5. Что в переводе на русский язык означает «ислам»?
6. На каком полуострове издавна жили арабы?
Слайд 31
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ
Сейчас каждый из вас получит по три стикера разного
цвета.
На стикерах вы напишите ответ на вопросы:
Слайд 32
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем
в соответствии с требованиями.
п/№ Тема сообщения
1 Биография пророка Мухаммеда
2 Священная книга мусульман - Коран
3 Виртуальная экскурсия по Мекке. Хадж
4 Святыня ислама - Кааба
Слайд 33ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СООБЩЕНИЯ
1. Сообщение оформляется на компьютере, сдается преподавателю в
мультифоре.
2. Шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, поля выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.
3. Объем сообщения – 2-3 страницы формата А 4; время выступления – не более 10 минут.
4. В сообщении не выделяются главы; недопустимы орфографические ошибки, опечатки, записи и исправления ручкой или карандашом.
5. В конце сообщения указывается список информационных источников.
6. Сообщение может сопровождаться мультимедийной презентацией (по желанию автора).
Например,
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Иванов Максим, студент 219 группы
отделения «Сестринское дело»
Христофор Колумб (Cristoforo Colombo) – великий испанский адмирал, отважный мореплаватель, уникальный первооткрыватель. Большую часть своей сознательной жизни он провел, путешествуя по разным уголкам Земного шара. Этот удивительный человек – первый из жителей Европы ступил на берега Южной и Центральной Америки, Антильских и Багамских островов, ходил под Парусом по Саргассовому и Карибскому морям. Знаменит, прежде всего, открытием Америки в 1492 году…
Информационные источники:
Загладин Н.В., Симония Н.А. Учебное пособие по истории [Текст] / М: ГП «Русское слово - учебник», 2011.-400 с.
Носков В.В., Андреевская Т.П. История с конца XV до конца XVIII века [Электронный ресурс]/ Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII века - Режим доступа http://knowhistory.ru/836-velikie-geograficheskie-otkrytiya.html