Презентация, доклад к выступлению на методическом объединении Интерактивные формы работы на уроке обществознания как способ формирования метапредметных результатов учащихся

Содержание

Интерактивное обучение - это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и

Слайд 1Захарова Виктория Александровна, учитель истории и обществознания
государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 1 им. М.Р.Попова» «Образовательный центр» ж.-д. ст.Шентала, Шенталинский район

Шентала 2016

Захарова Виктория Александровна, учитель истории и обществознания   государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №

Слайд 2Интерактивное обучение
- это способ познания, основанный на диалоговых формах

взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.


Интерактивное обучение  - это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное

Слайд 3Пирамида
обучения

Пирамида обучения

Слайд 5 Интерактивные методы – методы, построенные на взаимодействии всех

обучающихся, включая педагога.

Основные методы:
групповая работа,
дебаты,
моделирование,
ролевые игры,
дискуссии,
индивидуальные
и групповые проекты,
обсуждения.
Интерактивные методы – методы,  построенные на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.  Основные методы:

Слайд 6Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Слайд 7Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Слайд 8ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение метапредметных технологий в учебном процессе позволяет:
сознательно организовывать познавательную

деятельность учащихся;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций;
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать способы деятельности;
овладеть различными видами публичных выступлений;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.



ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙПрименение метапредметных технологий в учебном процессе позволяет:сознательно организовывать познавательную деятельность учащихся;объяснять явления и процессы социальной

Слайд 9Реализация метапредметного подхода (из опыта работы)
групповые технологии обучения решает задачи, которые

способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
формы групповой технологии:
диспут
групповой проект
решение проблемно-познавательных задач
Реализация метапредметного подхода (из опыта работы)групповые технологии обучения решает задачи, которые способствуют формированию основных навыков работы в

Слайд 10Работа с понятием «государство»
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина,

чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).
«Государство - общность множества людей, достаточно сильная для процветания; узаконенное сообщество многих людей; форма организации общества, устремленная к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности»  (Платон, 347 г. до н.э.)
Стихотворение «1 января 1924 года» О.Мандельштам – образ «голодного» государства XX в.

Работа с понятием  «государство»«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному

Слайд 11Методики и формы интерактивного обучения
Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.
Дискуссионные

– обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями.
Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы.
Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.
Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление.
Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному.
Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений.
Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций.
Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.

Методики и формы интерактивного обученияСитуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы,

Слайд 12Возможные формы воплощения:
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры:

ролевые, деловые, образовательные.
4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии,
5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли,
представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала:
интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого.
8. Работа с документами: составление документов, письменная
работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный
метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум.
10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений,
переговоры и медиация.


Возможные формы воплощения: 1. Творческие задания.2. Работа в малых группах.3. Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные.4. Использование общественных

Слайд 13Используемые интерактивные методы:
«Мозговой штурм»;
дискуссия;
деловая игра;
ролевая игра;
метод «Синквейна»;
игры, игровые элементы

Используемые интерактивные методы:«Мозговой штурм»;дискуссия;деловая игра;ролевая игра;метод «Синквейна»;игры, игровые элементы

Слайд 14Используемые формы дискуссионного диалога:
круглый стол;
экспертные группы;
форум;
симпозиум;
дебаты;
«судебное заседание»;
«аквариум»

Используемые формы дискуссионного диалога:круглый стол;экспертные группы;форум;симпозиум;дебаты;«судебное заседание»;«аквариум»

Слайд 15Темы дискуссий для старшеклассников
Следует ли отменять в России смертную казнь?
Нужна

ли России национальная идея?
Следует ли сохранить в паспорте «пятый пункт»?
Должна ли Россия брать кредиты у Международного валютного фонда?
Нужно ли нести ответственность за прошлое?
Есть ли в России демократия?
Свобода совести: что это такое?
Патриотизм: что это значит в современной России?
Современный герой: кто он?
Собственность: что это такое?
Духовность: что это такое? Только ли в России есть духовность?
Россия и Запад: возможно ли их партнерство?
Восточная Европа: зона влияния России или зона сотрудничества?
НАТО: шанс партнерства или угроза?
Есть ли демократия в нашем крае?

Темы дискуссий для старшеклассников Следует ли отменять в России смертную казнь? Нужна ли России национальная идея? Следует

Слайд 16Учащиеся при подготовке к дискуссии проходят автоматически через формирование метапредметных умений:
Организационные

умения: определяют индивидуальные и коллективные учебные задачи, планируют наиболее рациональный способ достижения по ставленой задачи, оценивают результат своей деятельности и сравнивают себя с другими;
Информационные умения: используют справочную и дополнительную литературу по теме, подбирают и группируют материалы по выбранной теме, создают тексты, используют разные формы изложения мыслей (текст, таблица, схема), пользуются цитированием, качественно и количественно описывают предмет дискуссии;
Интеллектуальные умения: анализируют, определяют соотношение объектов дискуссии, проводят различные виды сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, классифицируют информацию, учатся оперировать понятиями и суждениями, доказывать свою точку зрения, подбирают доказательства, формулируют проблему и способы её решения:
Коммуникативные умения: дискуссия позволяет организовать сотрудничество со сверстниками и педагогами, достичь взаимопонимания, учащиеся овладевают различными формами устного публичного выступления, приёмами риторики, оценкой различных точек зрения, культурой речи.

Учащиеся при подготовке к дискуссии проходят автоматически через формирование метапредметных умений: Организационные умения: определяют индивидуальные и коллективные

Слайд 17Элементы игровых ситуаций:
Кроссворды;
«Найди ошибку»;
«Отгадай термин, событие»;
«Три предложения».

Элементы игровых ситуаций:Кроссворды;«Найди ошибку»;«Отгадай термин, событие»;«Три предложения».

Слайд 18Ролевая игра «На приеме у юриста»
Работа в парах
Ситуации
Татьяна Туристикова купила палатку,

которая оказалась рваной. Продавец отказался даже с ней разговаривать.
Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.
Ролевая игра «На приеме у юриста» Работа в парах СитуацииТатьяна Туристикова купила палатку, которая оказалась рваной. Продавец

Слайд 19Рекомендуется обращаться за юридической помощью, если Вы:
пострадали от нарушения ваших прав

и свобод (прав потребителя, прав собственника, трудовых, жилищных прав, политических свобод и так далее), в том числе, если пострадали от действий государственных органов или должностных лиц;
стали жертвой преступления;
получили физическое увечье, травму, болезнь в результате чьих-то противоправных действий;
понесли серьёзный имущественный ущерб;
вызывались к следователю, прокурору или в суд;
продаете, покупаете, обмениваете, делите дом, квартиру, дачу, земельный участок;
заключаете важный, дорогой, сложный или рассчитанный на длительное время контракт (договор);
начинаете свое дело, создаете фирму или организацию;
собираетесь подать заявление, жалобу в суд;
собираетесь написать завещание или получить наследство, а также по другим вопросам, если чувствуете, что проблема касается права, закона или важных вопросов вашей жизни.

Рекомендуется обращаться за юридической помощью, если Вы:пострадали от нарушения ваших прав и свобод (прав потребителя, прав собственника,

Слайд 20Задания на формирование личностных УУД


Задание : «Герои морали»
Цель: развитие способности к

анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.
Возраст: 12–14 лет.
Учебные дисциплины: обществознание.
Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе.
Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить презентацию. При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств.
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм
- убедительная аргументация
- выразительность представления примеров
Задания на формирование личностных УУД Задание : «Герои морали»Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и

Слайд 21 Задания на формирование познавательных УУД



Задание : «Переводим пословицы»
Цель: формирование умения

понимать смысл пословиц и формулировать его в форме современного русского языка.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается набор пословиц. Их задача, понять смысл пословицы и передать его, используя современные правила русского языка.
Пример пословиц:
- Без труда не выловить рыбку из пруда
- После драки кулаками не машут
- Любишь кататься – люби и саночки возить
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь
- Встречают по одежке, а провожают по уму.
Критерии оценивания:
- умение грамотно построить предложение
- умение выделять основную идею текста
- умение формулировать тезисы

Задания на формирование познавательных УУД Задание : «Переводим пословицы»Цель: формирование умения понимать смысл пословиц и формулировать

Слайд 22 Задания на формирование коммуникативных УУД


Задание: «Бумажная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий,

направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь

Задания на формирование коммуникативных УУДЗадание: «Бумажная презентация»Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление

Слайд 23Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть