Слайд 1Захарова Виктория Александровна, учитель истории и обществознания
государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 1 им. М.Р.Попова» «Образовательный центр» ж.-д. ст.Шентала, Шенталинский район
Шентала 2016
Слайд 2Интерактивное обучение
- это способ познания, основанный на диалоговых формах
взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Слайд 5 Интерактивные методы – методы, построенные на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога.
Основные методы:
групповая работа,
дебаты,
моделирование,
ролевые игры,
дискуссии,
индивидуальные
и групповые проекты,
обсуждения.
Слайд 6Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
Слайд 7Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
Слайд 8ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение метапредметных технологий в учебном процессе позволяет:
сознательно организовывать познавательную
деятельность учащихся;
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций;
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать способы деятельности;
овладеть различными видами публичных выступлений;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Слайд 9Реализация метапредметного подхода (из опыта работы)
групповые технологии обучения решает задачи, которые
способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
формы групповой технологии:
диспут
групповой проект
решение проблемно-познавательных задач
Слайд 10Работа с понятием
«государство»
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина,
чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).
«Государство - общность множества людей, достаточно сильная для процветания; узаконенное сообщество многих людей; форма организации общества, устремленная к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности» (Платон, 347 г. до н.э.)
Стихотворение «1 января 1924 года» О.Мандельштам – образ «голодного» государства XX в.
Слайд 11Методики и формы интерактивного обучения
Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.
Дискуссионные
– обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями.
Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы.
Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.
Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление.
Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному.
Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений.
Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций.
Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.
Слайд 12Возможные формы воплощения:
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры:
ролевые, деловые, образовательные.
4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии,
5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли,
представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала:
интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого.
8. Работа с документами: составление документов, письменная
работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный
метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум.
10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений,
переговоры и медиация.
Слайд 13Используемые интерактивные методы:
«Мозговой штурм»;
дискуссия;
деловая игра;
ролевая игра;
метод «Синквейна»;
игры, игровые элементы
Слайд 14Используемые формы дискуссионного диалога:
круглый стол;
экспертные группы;
форум;
симпозиум;
дебаты;
«судебное заседание»;
«аквариум»
Слайд 15Темы дискуссий для старшеклассников
Следует ли отменять в России смертную казнь?
Нужна
ли России национальная идея?
Следует ли сохранить в паспорте «пятый пункт»?
Должна ли Россия брать кредиты у Международного валютного фонда?
Нужно ли нести ответственность за прошлое?
Есть ли в России демократия?
Свобода совести: что это такое?
Патриотизм: что это значит в современной России?
Современный герой: кто он?
Собственность: что это такое?
Духовность: что это такое? Только ли в России есть духовность?
Россия и Запад: возможно ли их партнерство?
Восточная Европа: зона влияния России или зона сотрудничества?
НАТО: шанс партнерства или угроза?
Есть ли демократия в нашем крае?
Слайд 16Учащиеся при подготовке к дискуссии проходят автоматически через формирование метапредметных умений:
Организационные
умения: определяют индивидуальные и коллективные учебные задачи, планируют наиболее рациональный способ достижения по ставленой задачи, оценивают результат своей деятельности и сравнивают себя с другими;
Информационные умения: используют справочную и дополнительную литературу по теме, подбирают и группируют материалы по выбранной теме, создают тексты, используют разные формы изложения мыслей (текст, таблица, схема), пользуются цитированием, качественно и количественно описывают предмет дискуссии;
Интеллектуальные умения: анализируют, определяют соотношение объектов дискуссии, проводят различные виды сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, классифицируют информацию, учатся оперировать понятиями и суждениями, доказывать свою точку зрения, подбирают доказательства, формулируют проблему и способы её решения:
Коммуникативные умения: дискуссия позволяет организовать сотрудничество со сверстниками и педагогами, достичь взаимопонимания, учащиеся овладевают различными формами устного публичного выступления, приёмами риторики, оценкой различных точек зрения, культурой речи.
Слайд 17Элементы игровых ситуаций:
Кроссворды;
«Найди ошибку»;
«Отгадай термин, событие»;
«Три предложения».
Слайд 18Ролевая игра
«На приеме у юриста»
Работа в парах
Ситуации
Татьяна Туристикова купила палатку,
которая оказалась рваной. Продавец отказался даже с ней разговаривать.
Раисе Работягиной второй месяц задерживают зарплату.
Слайд 19Рекомендуется обращаться за юридической помощью, если Вы:
пострадали от нарушения ваших прав
и свобод (прав потребителя, прав собственника, трудовых, жилищных прав, политических свобод и так далее), в том числе, если пострадали от действий государственных органов или должностных лиц;
стали жертвой преступления;
получили физическое увечье, травму, болезнь в результате чьих-то противоправных действий;
понесли серьёзный имущественный ущерб;
вызывались к следователю, прокурору или в суд;
продаете, покупаете, обмениваете, делите дом, квартиру, дачу, земельный участок;
заключаете важный, дорогой, сложный или рассчитанный на длительное время контракт (договор);
начинаете свое дело, создаете фирму или организацию;
собираетесь подать заявление, жалобу в суд;
собираетесь написать завещание или получить наследство, а также по другим вопросам, если чувствуете, что проблема касается права, закона или важных вопросов вашей жизни.
Слайд 20Задания на формирование личностных УУД
Задание : «Герои морали»
Цель: развитие способности к
анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.
Возраст: 12–14 лет.
Учебные дисциплины: обществознание.
Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе.
Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить презентацию. При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств.
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм
- убедительная аргументация
- выразительность представления примеров
Слайд 21 Задания на формирование познавательных УУД
Задание : «Переводим пословицы»
Цель: формирование умения
понимать смысл пословиц и формулировать его в форме современного русского языка.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается набор пословиц. Их задача, понять смысл пословицы и передать его, используя современные правила русского языка.
Пример пословиц:
- Без труда не выловить рыбку из пруда
- После драки кулаками не машут
- Любишь кататься – люби и саночки возить
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь
- Встречают по одежке, а провожают по уму.
Критерии оценивания:
- умение грамотно построить предложение
- умение выделять основную идею текста
- умение формулировать тезисы
Слайд 22 Задания на формирование коммуникативных УУД
Задание: «Бумажная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий,
направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 10–14 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история).
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь