Слайд 1
Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе
Цомкало
Л.В.
Учитель истории и обществознания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МБОУ «СОШ № 101 г. Челябинска»)
Слайд 2 "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и
поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием".
(Конфуций)
Слайд 4
«Декларация принципов толерантности», подписана в ноябре 1995 года 185 государствами -
членами ЮНЕСКО, включая Россию.
«… толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Слайд 5Уроки истории и обществознания способствуют :
признанию разнообразия позиций и мнений;
воспитанию
уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;
способствуют осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формировуют готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;
умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.
Слайд 6Особенности формирования толерантности
в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа;
в формировании представления о многообразии культур в России и мире;
в воспитании позитивного отношения к культурным различиям,
в создании условий для интеграции учащихся в культуру других народов;
в развитии умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
в воспитании в духе мира;
в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности;
в воспитании уважения к истории и культуре других народов;
в создании мультикультурной;
в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Слайд 7
Приёмы
учебные и деловые игры;
проекты;
игровые ситуации;
проблемные задания;
неоконченные предложения;
мозговой штурм и др.
Слайд 8Формирование толерантности на уроках истории
История древнего мира
Причины гибели Ассирийской,
Персидской державы народы
были объединены в эти империи насильно завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.
Слайд 9При изучении Греко-персидских войн
Союз греческих полисов
победа над персами
Разобщенность полисов подчинение Македонии
Внутренняя терпимость ведет к победе над внешними врагами.
Слайд 10при изучении истории средних веков
Слайд 11
При изучении истории Нового времени
Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в
конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», « Реформация» события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.
Слайд 12интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории.
Слайд 13При изучении темы
«Образование государства Киевская Русь»
Слайд 14изучение темы «Русь под властью Золотой Орды».
Толерантная политика привела к сохранению
русских земель, их населения.
Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Слайд 15
Ф. Московитин. Александр Невский и Сартак в Орде.
Слайд 16Важное значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории,
как рассказ о деятельности «нерусских сынов России».
Слайд 17При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над
формированием толерантного сознания.
Слайд 18Формирование установок толерантного сознания на уроках обществознания.
Слайд 19Тема урока: Религии мира.
Задачи:
1. Знакомство с мировыми религиями.
2. Раскрытие культурообразующей роли
религии.
3. Формирование позитивного отношения
к различным конфессиональным течениям,
к представителям различных вероисповеданий.
Слайд 20
Опасные для существования человечества явления современного мира: войны, национальные конфликты, терроризм
вызвали к жизни понятие толерантности.
С ним связывают продолжение жизни на планете Земля.
Толерантность необходима для межнационального и межрелигиозного мира, социального согласия.
Слайд 21
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она
проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, в уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Слайд 22
Общечеловеческие и национальные ценности совместимы и взаимопроникаемы
национальные ценности неразрывно связаны
с общечеловеческими
Слайд 23
Толерантность необходима по
отношению к
особенностям различных народов, наций, религий.
Наши различия не должны принимать форму насильственного противостояния.
Жизнь - это главная общечеловеческая ценность.
Слайд 24
Формирование толерантности учащихся во внеклассной работе.
Классные часы: «Что такое толерантность?», «Как
избежать конфликтов?»
Экскурсии по родному городу и городам России.
Встречи с интересными людьми, ветеранами. Их рассказы, воспоминания, примеры из своей жизни вызывают в ребятах чувство глубокого уважения и желания быть достойными этих людей.
Коллективные творческие дела: подготовка плакатов «Мы против насилия», «Наш класс»; создание проектов: «Мое путешествие по Древнему миру», «Достижения Средневековья» и др.
Слайд 27Областной конкурс
«Герои Отечества –наши земляки»