Презентация, доклад к уроку: Цивилизации Древнего Мира

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На основе родовых территорий формируются первые государственные образования. Появление письменности приводит к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти

Слайд 1Цивилизации Древнего мира
Prezentacii.com

Цивилизации Древнего мираPrezentacii.com

Слайд 2Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений,

создание письменности, оформление религиозных культов.

На основе родовых территорий формируются первые государственные образования.

Появление письменности приводит
к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти одного человека, позволяет осознать связь времен и причинно-следственных закономерностей.

Создание специализированной коммуникативной системы и переход от первобытной магии
к религии освобождает изобразительное искусство от информационных функций.

Эпохе Древнего мира соответствует модель «одномерной вселенной», в которой на первое место выдвигаются связи линейного типа.

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На

Слайд 3Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от

календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой. Тотемные мифы повествуют о начале рода. В мифах об инициации воспроизводится ритуал приобщения взрослого члена общины к тайне своего происхождения от тотема-первопредка и обретения от умерших предков сокровенного знания.

На базе «основного мифа» и мифов инициации в эпическом жанре литературы складывается классическая структура архисюжета. Эпос о Гильгамеше – первый пример архисюжета.

Гильгамеш с львенком в руках
Ок. 721–705 гг. до н. э.

Сцена из эпоса о Гильгамеше на цилиндрической печати

Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой.

Слайд 4Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в.
В изобразительном искусстве

Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный принцип линии воплощается через развертывание ритуала поклонения мировому древу.

В основу композиции произведений изобразительного искусства отныне кладется двучленность изображаемого – объект почитания и ритуал почитания.

Для буддийской иконографии характерны симметричные композиции. В них Будду или заменяющие его изображения справа и слева фланкируют фигуры поклоняющихся.

Стела Нарамсина, царя Аккада. XXIII в. до н. э.

Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. В изобразительном искусстве Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный

Слайд 5Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор
Изображения на потолке

гипостиля Храм Хатхор в Дендере

Гипостиль храма Хатхор
в Дендере. Рисунок XIX в.

В древнеегипетском искусстве происходит разрастание двучленной схемы до бесконечности фризовых образований за счет повторяющихся блоков ритуала почитания с персонажами, поклоняющимися или приносящими дары.

Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке гипостиля Храм Хатхор в ДендереГипостиль храма

Слайд 6Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве

проявляется в своеобразной боязни пустоты. В Египте пустоты заполняются ковром иероглифических надписей или декоративными элементами пейзажа . В Мезоамерике существуют примеры сплошного коврового покрытия целых архитектурных сооружений.

Стела Хенену. XXI в. до н.э.

Тутанхамон с женой в саду
Рельеф на крышке ларца, XIV в. до н. э.

Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве проявляется в своеобразной боязни пустоты. В

Слайд 7Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид,

зиккурата и ступ.

В Древнем Египте луч и гора существовали как в раздельном, так
и в слитном виде.

Обелиск Сенусерта III в г. Иуну (Гелиополе)

Ступы в Индии являются моделью сакральной для индусов горы Меру, расположенной в центре мироздания.
В Мезоамерике актуальной была схема алтаря на вершине мировой горы.

Великая ступа в Санчи. III в. до н. э.

Пьедрас-Неграс. Культура майя. 600–810 гг. н. э.
Реконструкция Т. Проскуряковой

Пирамиды в Гизе. Египет

Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид, зиккурата и ступ. В Древнем Египте

Слайд 8В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи

страстного Пути Солнца по подземному миру. В связи с тем что
в мифах творения развертка мира происходит от вод хаоса к небу, то есть снизу вверх, Священная Дорога тоже направлена от нижнего, земного, мира
к верхнему, небесному.

Дорога мертвых в Теотиуакане. II в.

Аллея священных баранов к храму Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.

Аллея сфинксов к храму Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.

В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи страстного Пути Солнца по подземному миру.

Слайд 9Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от

непосвященных требованием знания «их истинного имени».

Дорога к воротам Иштар в Вавилоне 575 г. до н. э. Реконструкция

Лев бога Нергала. Вавилон

Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от непосвященных требованием знания «их истинного имени».

Слайд 10В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца

– изначального, когда оно восстало из вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля»,
в водах которых зародилось солнце.

Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.

Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504–1492 гг. до н. э.

В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из

Слайд 11Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса.

Путь первозданного Луча разворачивается в недрах земли или мировой горы. Пирамида – это модель мировой горы
в чистом виде. В скальных храмах Египта и Индии сакральное ядро укрыто под толщей горы.

Д. Робертс
Интерьер храма Абу-Симбел
1830-е

Храм Аджанта. Вихара – зал для общего собрания
V в. Индия

Заупокойный храм Хатшепсут. 1482–1473 гг. до. н. э. Дейр эль-Бахри, Египет

Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса. Путь первозданного Луча разворачивается в недрах

Слайд 12В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации

изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность изобразительных композиций остается знаком космических сверхъестественных сил, которые вносят порядок во Вселенную. В Египте орнаментальность символизирует вечность посмертного существования. В Месопотамии синкретизм сюжетного и орнаментального начал указывал на идентичность макро- и микромира. В Индии восхитительно прекрасный, бесконечно изменчивый, неуловимо-скользящий узор бытия ткет обманчивая «майя».

Переход роли образца вселенной от сосуда как вместилища бытия к архитектуре привел к размыканию круговой орнаментальной композиции и ее превращению в линейную. Обегающая сосуд спираль теряет свою четырехкратность, означающую замкнутый годовой или суточный цикл, и превращается в линию бесконечной плетенки.

В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность

Слайд 13В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед»

(столб Осириса), иероглиф «вэс» (посох), колонны с диском на вершине, бутоны и цветы лотоса с солярным кругом в зародыше (миф о рождении Ра).

Джед

Анх

Вэс (в правой руке)

В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед» (столб Осириса), иероглиф «вэс» (посох), колонны

Слайд 14Идея вертикального творящего луча
в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом

танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял этот танец в срединной точке земли. «Космический танцор» изображается с четырьмя руками, попирающим правой ногой карлика Апасмару, демона невежества. В руках он держит барабан и пламя. Вся фигура окружена огненным кольцом. С точки зрения сакральной геометрии, акт творения реализуется круговой волной из одной точки на все четыре стороны.

Танцующий Шива. XI в.

Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял

Слайд 15Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» №

3/2012

Рельеф на стенах храма Амона
в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.

Презентация подготовлена Е. Князевой  на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство» № 3/2012Рельеф на стенах храма

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть