Презентация, доклад к уроку по истории России для 7 класса на тему: Церковный раскол

Содержание

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории — церковный раскол.В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.Каковы же причины раскола? Кто в нем

Слайд 1Церковный раскол
Зотова И.Е., учитель истории МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области

Церковный расколЗотова И.Е., учитель истории МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области

Слайд 2Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических

событий в своей истории — церковный раскол.
В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.

Каковы же причины раскола?
Кто в нем участвовал и каковы его последствия?
Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?

Во второй половине XVII веке русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории —

Слайд 3Церковь в годы Смуты








В годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос.


Церковь стала опорой в годину бедствий.
Патриарх Иов не признал власти Лжедмитрия I.
Патриарх Гермоген отверг власть поляков и содействовал созыву ополчения, заплатив за это смертью в тюрьме.
Церковь стала ведущей патриотической силой

?

Как сказалась Смута на положении
Русской церкви?

Чистяков П.П. «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»

Церковь в годы СмутыВ годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос. Церковь стала опорой в годину бедствий.Патриарх

Слайд 4Церковь после Смуты
После Смуты наступило время наивысшего могущества церкви.
Главой церкви

(патриархом) после возвращения в 1619 г. из польского плена был избран митрополит Филарет — отец царя Михаила.
Филарет являлся подлинным правителем государства. Как и царь, он именовался Великим Государем.
В 1633 г. Филарет умер.
Ему удалось значительно укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.

Патриарх Филарет

Церковь после СмутыПосле Смуты наступило время наивысшего могущества церкви. Главой церкви (патриархом) после возвращения в 1619 г.

Слайд 5Но к середине XVII века в церкви накопился ряд нерешенных проблем.

С принятием Соборного уложения 1649 г. положение церкви ухудшилось (были несколько урезаны ее права).
Многие служители были обеспокоены падением нравов духовенства
Прихожане высказывали недовольство «многогласием» во время церковной службы, различиями в обрядах.
В церковных книгах при многократном переписывании накопилось много ошибок
Но к середине XVII века в церкви накопился ряд нерешенных проблем. С принятием Соборного уложения 1649 г.

Слайд 6Ревнители древлего благочестия
Решением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг.
XVII в.

в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия».
В него вошли: царский духовник и протопоп кремлевского Благовещенского собора Степан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, царский постельничий Федор Ртищев, настоятель Новоспасского монастыря Никон, протопоп Аввакум Петров и другие.
Ревнители древлего благочестияРешением этих проблем занимался сложившийся в 40-х гг.XVII в. в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия».В

Слайд 7Рукописные богослужебные книги

Рукописные богослужебные книги

Слайд 8Старопечатные богослужебные книги



В чем состоит важнейшее преимущество печатной книги над

рукописной с точки зрения унификации текста?
Каждая рукопись
содержит свои ошибки.
Все печатные книги
идентичны.


?

Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г.
Типограф Василий Михайлович Гарабурда

Старопечатные  богослужебные книгиВ чем состоит важнейшее  преимущество печатной   книги над рукописной с точки

Слайд 9Исправление церковных книг
Исправление церковных книг было необходимо.
Но как исправлять? По греческим

образцам или по древнерусским «харатейным» спискам?



В чем преимущество первого варианта?

Он позволял Русской церкви сблизиться с православными церквами греческого Востока, а России — стать лидером мирового православия, о чем мечтал Алексей Михайлович. На этом варианте настаивал прибывший в Россию иерусалимский патриарх Паисий.

?

Исправление церковных книгИсправление церковных книг было необходимо.Но как исправлять? По греческим образцам или по древнерусским «харатейным» спискам?В

Слайд 10Исправление церковных книг


В чем недостаток исправления книг по греческим образцам?
?
С 988

г. русские и греческие обряды и книги стали сильно различаться.

Иверский монастырь на святой горе Афон в Греции

Исправление церковных книгВ чем недостаток исправления книг по греческим образцам??С 988 г. русские и греческие обряды и

Слайд 11Патриарх Никон
Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в

семье мордовского крестьянина.
Служил приходским священником, но после смерти детей на 31-м году жизни постригся в монахи в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.
Затем стал настоятелем Кожеозерского монастыря в Каргопольском уезде.
В 1646 г., будучи в Москве, сблизился с ревнителями древлего благочестия и царем Алексеем Михайловичем. Был назначен архимандритом придворного московского Новоспасского монастыря

Печать патриарха Никона

Патриарх НиконНикон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина. Служил приходским священником,

Слайд 12Патриарх Никон
В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран

патриархом Московским и всея Руси. Всего за шесть лет он прошел путь от игумена провинциального монастыря до предстоятеля Русской церкви.
Никон был суров и властен. Он утверждал, что священство «преболе царства есть». Пользуясь влиянием на молодого государя, Никон добился, чтобы его, как и царя, именовали «Великим Государем».

Патриарх НиконВ 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран патриархом Московским и всея Руси. Всего

Слайд 13Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита

Московского. Худ. А. Литовченко.
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А. Литовченко.

Слайд 14Исправление церковных книг
Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.
Худ. А. Кившенко.
Став в

1652 г. патриархом, Никон
решительно
начал церковную
реформу по греческим образцам.
Исправление церковных книгПатриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.Худ. А. Кившенко.Став в 1652 г.  патриархом,  Никонрешительноначал

Слайд 15Реформа Никона 1653 – 1655 гг.
Троеперстное крещение вместо двоеперстного.
Троекратное

пение «аллилуйя» вместо двукратного.
Написание «Иисус» вместо «Исус».
Поясные поклоны вместо земных.
Движение крестного хода в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»).
Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.
Новые правила иконописания.

Патриарх Никон. Скульптор С.Г. Полегаев.

Реформа Никона 1653 – 1655 гг. Троеперстное крещение вместо двоеперстного. Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного. Написание «Иисус»

Слайд 16Новый Иерусалим
Никон видел Москву Вторым Иерусалимом, местом пребывания Божьей Благодати.
Под Москвой

на Истре он выстроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
Новый ИерусалимНикон видел Москву Вторым Иерусалимом, местом пребывания Божьей Благодати.Под Москвой на Истре он выстроил Воскресенский Новоиерусалимский

Слайд 17Раскол
Реформа вызвала сопротивление.
Патриарха обвиняли в том, что он
водит «новую веру», «латинство».
Злейшими

врагами Никона стали
«ревнители древлего благочестия»,
особенно Иван Неронов и Аввакум
Петров.


Протопоп Аввакум. Худ. Т. Быкова

РасколРеформа вызвала сопротивление.Патриарха обвиняли в том, что онводит «новую веру», «латинство».Злейшими врагами Никона стали«ревнители древлего благочестия»,особенно Иван

Слайд 18Протопоп Аввакум
Аввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск

и Енисейский острог, а оттуда — в Даурию, в Нерчинск.

Всю дорогу он прошел пешком, через горы, по льду рек и озер, терпел голод, холод, побои. В пути умерли два его сына.

В 1664 г., после 10-летней ссылки Аввакум был возвращен в Москву, но за восстановление старых обрядов вновь сослан в Пустозерск.

Протопоп Аввакум. Современный художник.

Протопоп АввакумАввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск и Енисейский острог, а оттуда

Слайд 19Протопоп Аввакум
В марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия в

церковном соборе. Соборным решением Аввакум был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерск.
В 1670 г. Аввакума и его спутников Епифания, Лазаря и Федора посадили в земляную тюрьму. Соратникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке.
В Пустозерске Аввакум написал свое «Житие» и многочисленные послания и письма.
В 1682 г. Аввакума и его сподвижников сожгли заживо в срубе.

Протопоп Аввакум.
Современный художник

Протопоп АввакумВ марте 1666 г. Аввакума привезли в Москву для участия в церковном соборе. Соборным решением Аввакум

Слайд 20Конфликт Никона с царем
В 1658 г. между царем и патриархом
произошел конфликт.


Алексей Михайлович потребовал,
чтобы Никон впредь не именовался
Великим Государем.
Возмущенный Никон заявил, что не
желает быть патриархом «на Москве»,
и уехал в Новый Иерусалим. Однако
он не сложил патриаршего сана и не
позволил избрать нового патриарха.
Низложить патриарха не мог ни царь,
ни собор русского духовенства.
Россия оставалась без патриаршей
власти восемь лет.

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Худ. В. Шварц

Конфликт Никона с царемВ 1658 г. между царем и патриархомпроизошел конфликт. Алексей Михайлович потребовал,чтобы Никон впредь не

Слайд 21Низложение патриарха Никона
В 1667 г. церковный собор лишил Никона
патриаршего сана и

предписал ему впредь именоваться
просто монахом Никоном, а не патриархом Московским.






Лишение Никона на соборе
патриаршего сана.
Неизвестный
художник

Низложение патриарха НиконаВ 1667 г. церковный собор лишил Никонапатриаршего сана и предписал ему впредь именоватьсяпросто монахом Никоном,

Слайд 22Ссылка Никона
Никон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь
Ферапонтов монастырь

зимой
Ссылка НиконаНикон был лишен  патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь зимой

Слайд 23Ссылка Никона

В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в

1672 г. ему разрешили выходить из кельи и монастыря.
В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне».

Патриарх Никон в ссылке в Ферапонтовом монастыре

Ссылка НиконаВ Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в 1672 г. ему разрешили выходить из

Слайд 24Ссылка Никона
В июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в

Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1681 г. царь Федор Алексеевич, вопреки вражде патриарха Иоакима к Никону, приказал перевести опального патриарха в Воскресенский монастырь.
Но 17 августа 1681 г. Никон умер в дороге, на реке Которосли в Ярославле.

Кирилло-Белозерский монастырь, место последнено заключения патриарха Никона

Ссылка НиконаВ июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в Кирилло-Белозерский монастырь.В 1681 г. царь Федор

Слайд 25Старообрядчество
После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу

против них возглавил сам Алексей Михайлович.
Собор 1666–67 г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев.
Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Заволжье, на Урале.


Старообрядческий скит

СтарообрядчествоПосле низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович.Собор

Слайд 26Соловецкое восстание
Не признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители — Соловецкого

монастыря.


Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг. Худ.
С. Милорадович

Соловецкое восстаниеНе признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители — Соловецкого монастыря.Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря

Слайд 27Соловецкое восстание
Восемь лет — с января 1668 г. по январь 1676

г. — мятежные монахи, отказавшиеся даже молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск.



Соловецкое восстаниеВосемь лет — с января 1668 г. по январь 1676 г. — мятежные монахи, отказавшиеся даже

Слайд 28Подводим итоги
Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и

каковы его последствия?

Раскол Русской православной церкви был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире.
Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий.
Основными участниками старообрядческого движения стали духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне.

?

Подводим итогиКаковы же причины раскола?   Кто в нем участвовал  и каковы его последствия?Раскол Русской

Слайд 29Подводим итоги
Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?

Патриарх Никон

пытался утвердить преобладание церковной власти над светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом
Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно.
Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству.

?

Подводим итогиЧем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства?Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть