Слайд 1Блокада Ленинграда
Презентация учителя истории Вагановой В. А. ЧОУ СОШ «Полис-лицей» г.
Дубна
Слайд 227 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Слайд 3Сегодня мы отмечаем годовщину прорыва блокады – бессмертный подвиг советских солдат
и ленинградцев, которые в годы войны, со всех сторон окружённые врагом, ценой собственных жизней отстояли родной город.
Слайд 8Началась война…
Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым,
тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов тревожный голос:
-Германские войска напали на нашу страну.
Война!
Слайд 9Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью
500 тысяч человек, под командованием
генерал-фельдмаршала фон Лееба.
Леебу поручалось уже к 21 июля овладеть Ленинградом!
Но лишь к концу сентября город был блокирован фашистскими войсками. Не сумев захватить город, противник решил сломить наш город блокадой, бомбардировками с воздуха.
Слайд 10ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ!
Враги подошли близко к Ленинграду. Все пути к нему
на СУШЕ захвачены фашистами. А когда город окружён врагами, это значит, что он в блокаде. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ!
Слайд 11Фашисты решили уничтожить город , стереть его с лица земли, уничтожить
ленинградцев. Город днём и ночью подвергался воздушным налетам.
Слайд 12На момент установления блокады в городе находилось
2 миллиона 544 тысяч
человек,
в том числе
400 тысяч детей.
Слайд 14За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч снарядов, сбросили
5 тысяч бомб. Было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания.
Слайд 15Люди укрывали памятники от бомбёжек , чтобы их сохранить.
Слайд 17
ГОЛОД и холод ...
Из - за того, что город оказался в
блокадном кольце закончились продукты. Жители города жили в холодных квартирах, а за водой ходили к реке Неве. Жители истощённые голодом, обессилившие , жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой был – 41 градус, за водой, ходили к реке Неве.
Слайд 19Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и
снарядов, в условиях холода и голода. Отопление было печное, в помещениях было очень холодно. Занятия проводились по 25 минут. Дети сидели в шубах и валенках. После занятий производилась заготовка дров для отопления помещений.
Слайд 20125 граммов хлеба
В первый год войны были установлены нормы хлеба
и продуктов питания.
Очень трудным было снабжение продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на хлеб стали совсем низкие : рабочие в день получали 250 граммов хлеба , а дети и служащие по 125 граммов хлеба. Для детей были установлены следующие нормы
(г в месяц):
крупа и макароны - 1 200, мясо - 400, жиры - 500, сахар и кондитерские изделия - 1 700, рыба - 300.
Слайд 21
Блокадный хлеб… Муки в котором было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы,
соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорят сами блокадники, "только запивая водой и с молитвой.
Слайд 22
Все время хотелось есть. Норма выдачи хлеба зимой 1941 года составляла
125 граммов в день. Враг надеялся, что голод сломит волю ленинградцев – и город падет. Но он жестоко просчитался! Мужественно вели себя не только взрослые, но и дети.
Слайд 23Хлеб и продукты стали выдаваться по карточкам.
Слайд 25Блокадный паек. Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша
и Наташа делят блокадный паек. Февраль, 1942. Фото Н. Никитина
Слайд 26Ленинград был городом-фронтом, и все дети вели себя как фронтовики. В
школу и домой шли по той стороне улицы, которая была наименее опасна при артиллерийских обстрелах.
Слайд 27Многие дети писали стихи, вели дневники.
Один из таких дневников потряс
весь мир.
Это дневник Тани Савичевой.
Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.
Савичевы умерли. Умерли все".
Слайд 28В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом
доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке.
Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".
Слайд 29Подростки работали на фабриках и заводах наряду со взрослыми.
Слайд 30Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и
в таких условиях. Дети вели себя как герои.
Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.
Слайд 31Ленинградцы разводили огороды, чтобы как–то можно было выжить.
Слайд 32Культурная жизнь в осаждённом Ленинграде
Слайд 33Дорога жизни
Чтобы как - то облегчить жизнь городу начала действовать ледовая
трасса по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали "Дорогой жизни", так как она спасла жизнь очень многим людям.
Слайд 34Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941
года, Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов.
Слайд 35Грузовики шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали
также «Дорогой смерти».
Слайд 3612 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в
наступление. Через 6 дней ожесточённых боёв кольцо блокады было прорвано.
Слайд 37И всё же город ещё оставался прифронтовым, Враг стоял у его
стен. Авиация врага ещё обстреливала жилые дома.
Слайд 38Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск
под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют : 24 залпа из 324 орудий. Битва за Ленинград закончилась.
Слайд 39Пискарёвское мемориальное кладбище.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с
ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград…
Слайд 41В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек
получили медаль
«За оборону
Ленинграда»
Слайд 42Памятник "Цветок жизни"
(бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки
Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).
Слайд 43Памятник "Дневник Тани Савичевой"
Слайд 44Памятник "Разорванное кольцо"
"Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне.
Через
торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда".
Слайд 45НОВЫЙ ГОД В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
«Подлинная история Деда Мороза» Е. Пастернак соединяет
в себе волшебную сказку и рассказ о реальной истории России в ХХ веке. Она адресована детям 8 – 12 лет, тем, кто еще не расстался окончательно с верой в новогоднее чудо, но уже готов узнавать правду о жизни и истории своей страны. Здесь есть и основанная на реальных воспоминаниях очевидцев история о том, как отмечали новый год в блокадном Ленинграде.
Слайд 46
«Правдивая история Деда Мороза», Жвалевский Андрей,Пастернак Евгения:
Очень страшный 1942 Новый
год.
Выдержки.
* Советская армия не могла пробиться через блокадное кольцо, Ленинград отбивался от врага из последних сил. В городе почти не осталось еды и топлива, люди замерзали на улицах, умирали от голода в своих квартирах…… Но в Ленинграде жили очень стойкие люди. Они продолжали защищать родной город даже в таких условиях. И дети старались хоть чем-нибудь помочь родителям. Например, съесть не весь малюсенький кусочек хлеба, а остаток подарить маме. А мама, наоборот, делила последний кусочек между детьми, хотя сама очень хотела есть…. Наверное, поэтому Ленинград и выстоял….. А еще, в блокадном Ленинграде люди встречали Новый год. Может быть, город выстоял и поэтому?.....
Слайд 47* А потом настала первая блокадная зима. Было холодно, и очень
хотелось есть.
Но Сергей Иванович старался об этом не думать, а сосредоточился на очередной записке. Он крепко сжал ее, зажмурил глаза, даже замычал от усердия — но потом отбросил в сторону….
— Не получается?
— Получается!!! Но не все! Тут написано: «Хочу маленький кусочек сахара»! Я стараюсь, стараюсь…
— Ты не можешь наколдовать маленький кусочек сахара?
— Могу! Но только один! И маленький! Хочу большой наколдовать, или много, а получается все равно один и маленький!
— Не переживай. Ты просто волшебник. Ты не можешь сделать больше, чем просят. Но ты можешь наколдовать такой сладкий-сладкий кусочек, чтобы этому ребенку надолго хватило воспоминаний….
Слайд 48* Но главное — он ловил желания. Редко — желания взрослых,
они уже совсем разучились верить в чудо, а если и желали, то «чтобы враг не прошел в город» или «чтобы бомба не попала в родной дом»…
Дети же просили так мало, что хотелось плакать: горбушку хлеба, конфету, стакан воды с сиропом…
Он знал, что его возможности ограниченны, но знал и то, что может очень много сделать… Жаль только, что исполнять желания он способен только в преддверье Нового года….
Маша…договорилась с соседками и устроила в квартире мини детский сад. Сначала она забирала на день троих детей, потом их стало пятеро. Утром ей приводили закутанных ребят, а мамы уходили стоять в очередях в надежде отоварить продуктовые карточки….
Незаметно они все стали одной семьей. Постепенно детей перестали забирать домой, а наоборот, мамы оставались ночевать у Морозовых. Вместе было не так страшно. Вместе было не так холодно…. Обогреть одну комнату оказалось легче, чем несколько квартир. Топили буржуйку, постоянно грели воду. Невиданная роскошь — целый день горячая вода, которую можно дать попить детям…
Слайд 49* Дети научились ценить еду. Они ели медленно, смакуя каждый глоточек,
каждый кусочек, каждую ложечку. Они не плакали, не просили еще. Доедали и молча отдавали пустые тарелки. Но глаза! Эти голодные детские глаза были страшнее, чем любая бомбежка…
День 31 декабря был очень холодным. Морозовы слушали по радио стихи Ольги Берггольц. И Дед Мороз думал о том, что сейчас слово «патриотизм» совершенно не режет ухо, хоть на дворе и Новый год.
Из радио доносился напряженный, как нерв, голос поэтессы:
«В еще не виданном уборе
завьюженный огромный дот —
так Ленинград — гвардеец-город
—встречает этот Новый год…
С безмерным мужеством и страстью
ведущие неравный бой,
мы знаем, что такое счастье,
что значит верность и любовь».
Так выше головы и чаш
с глотком вина — мы пьем его
за человеческое наше
незыблемое торжество!».
Слайд 50* 5 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде был пущен трамвай.
Чего это стоило в условиях голода, холода и постоянных обстрелов, знают только те, кто это сделал. Не для себя, а для того, чтобы люди помнили: город, их город, жив. И никому и никогда его не сломить!.... Когда по городу пошел трамвай, люди смотрели на него и плакали от счастья. ….
Второй блокадный Новый год был полегче. Не такие сильные морозы, не такие крошечные пайки по карточкам. До того, чтобы наесться досыта было еще очень далеко, но и по-настоящему голодать люди перестали…..
Город жил. Люди ходили на работу, дети учились в школах и ходили в садики. Просто школы и садики были расположены в бомбоубежищах. Но к этому привыкли…. В бомбоубежищах стояли елки. Самые настоящие. Игрушек, конечно, было очень мало, но тут пригодилось умение….делать их своими руками. Из проволоки, из бинтов, из бумаги, из всего, что только можно себе представить, они мастерили шарики, зверей и даже кукол.
Уже почти полтора года дети жили в блокадном городе. Они привыкли к обстрелам, привыкли к нехватке еды. Сидеть в бомбоубежище стало обычным делом. Уже никто не плакал и не боялся. Веселились, в мячик играли. Уроки учили, читали книжки….
Слайд 51*А были двухлетние, трехлетние детки, которые вообще другой жизни не помнили…
— Верочка, —
улыбнулся Морозов..--. Давай, загадывай желание, что хочешь — все исполню!
Верочка послушно залезла на ручки, и в голове у Деда Мороза вспыхнуло солнышко.
К Деду Морозу тихонько подошла Снегурочка. И испугалась, увидев на глазах у мужа слезы….
— Я думала, у нее погиб кто-то из родных, — подала голос Маша.
— Нет, слава Богу, — устало ответил Дед Мороз, — ужасно, но к этому я готов. Я уже знаю, как себя вести, я уже научился не плакать. А вот такие мелочи… Казалось бы, мелочи… Она выросла в бомбоубежище. Она почти ничего не знает, кроме этих унылых стен, будь они неладны! Мелкими перебежками по улицам, летом во дворе между сигналами воздушной тревоги немного поиграть… Она ни разу в жизни не была за городом, в речке не купалась… Маш, кто за это ответит? Маш, что я должен сделать, чтобы это не повторилось никогда?
— Исполнять желания. Пока живы люди, которые помнят эту войну, их самым горячим желанием будет, чтобы это не повторилось.
— А потом? Через пятьдесят, через семьдесят лет?
— Наверное, сделать так, чтобы не забылось. Чтобы фильмы снимали, книжки писали, чтобы музеи специальные были и в школе дети проходили. Чтоб ни одному нормальному человеку никогда не пришло в голову начать еще одну войну.
Слайд 52Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того
что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад.
И не только пережить, но и остаться людьми.
Они уходят,
и вместе с ними уходит история.
А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Слайд 53Минута молчания в память погибших во время блокады