Презентация, доклад к уроку Петр 1: тиран или реформатор?

Содержание

ПОВТОРИМ Назовите имена правителей России в XVII веке?Какие изменения произошли в экономике, социальной сфере в это время?Назовите основной законодательный акт, принятый в XVII веке?Почему XVII век получил название «БУНТАШНЫЙ»?Что не устраивало население России ?

Слайд 1


Слайд 2ПОВТОРИМ
Назовите имена правителей России в XVII веке?
Какие изменения произошли в

экономике, социальной сфере в это время?
Назовите основной законодательный акт, принятый в XVII веке?
Почему XVII век получил название «БУНТАШНЫЙ»?
Что не устраивало население России ?
ПОВТОРИМ Назовите имена правителей России в XVII веке?Какие изменения произошли в экономике, социальной сфере в это время?Назовите

Слайд 3Россия, XVII век
Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования

в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться еще на полтысячи лет, если бы…
Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек
Россия, XVII век Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они

Слайд 4То академик, то герой, То мореплаватель,
то плотник,  Он всеобъемлющей душой  На троне вечный

был
работник.
(Пушкин А.С. )

Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник,  Он всеобъемлющей душой  На троне вечный был работник. (Пушкин

Слайд 5Мнения историков

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря

которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»                                                                                                     В. Татищев. (историк, экономист, 1686 – 1750 гг.)

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»                                                                              
М. Щербатов.
(историк, публицист, 1733 – 1790 гг.)

Мнения историков«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой

Слайд 6Петр Великий:
тиран
или
реформатор

Петр Великий:тиранилиреформатор

Слайд 7 Семья Алексея Михайловича
Мария Ильинична
Милославская 1626–1669
Царица в 1648–1669 гг.
Наталья Кирилловна Нарышкина
1651–1694
Царица с 1671 г.
Алексей

Михайлович 19.3.1629–29.1.1676





5 сыновей, 8 дочерей. К 1676 г. в живых – 2 сына и 6 дочерей

Сын Петр и две дочери

«Человеку нестарому неженату быть соблазнительно»

Семья Алексея МихайловичаМария ИльиничнаМилославская 1626–1669Царица в 1648–1669 гг.Наталья Кирилловна Нарышкина1651–1694Царица с 1671 г.Алексей Михайлович 19.3.1629–29.1.16765

Слайд 8 Начало правления Петра


Свержение Софьи привело к установлению

единоличной власти Петра.
Его брат и соправитель Иван V царствовал лишь формально, совершенно не вмешиваясь в государственные дела.


Царь Петр I Алексеевич
Гравюра.
Худ. Файнгорн.

Царь Иван V Алексеевич
1666–1696.
Гравюра.
Неизв. худ.

Начало правления ПетраСвержение Софьи привело  к установлению единоличной власти Петра.Его брат

Слайд 10Причины проведения реформ
Слабое развитие промышленности России.
Неразвитость торговых отношений с Западом

из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям.
Господство церковной культуры, отсутствие развитой системы образования.
Отсутствие регулярной армии и флота.
Необходимость дальнейшего укрепления власти, централизации государства.
Поездка Петра 1 в Европу «Великое посольство»
(1697-1698 г.г.)
Причины проведения реформ Слабое развитие промышленности России.Неразвитость торговых отношений с Западом из-за отсутствия выхода к незамерзающим морям.Господство

Слайд 11Внешняя политика Петра I
Азовские походы (1695, 1696 г.)
Великое посольство Петра I

(1697-1698 гг.)
Северная война (1700-1721 гг.)
Прутский поход 1711 г.
Внешняя политика Петра IАзовские походы (1695, 1696 г.)Великое посольство Петра I (1697-1698 гг.)Северная война (1700-1721 гг.)Прутский поход

Слайд 12Азовские походы 1695, 1696 г.
Причина: борьба за выход к морю для

развития международной торговли
Проблема: у России нет флота
Итог: Азов взят, но не решена проблема выхода к морю, т.к. Черное море было под контролем Турции, что препятствовало торговле

Азов. Старинная гравюра.

Азовские походы  1695, 1696 г.Причина: борьба за выход к морю для развития международной торговлиПроблема: у России

Слайд 13Азовские походы
Русские войска осадили Азов в июле 1695 г.
Второй Азовский

поход начался в апреле 1696 г.
Армия осадила Азов с суши, галерный флот – с моря.
После 1,5 месяца осады Азов капитулировал.

План крепости Азов.

Земляные
валы


Рвы с водой

Каменные
стены

Азовские походыРусские войска осадили Азов в июле 1695 г. Второй  Азовский поход начался в апреле 1696

Слайд 14Воронеж-колыбель русского

флота
Воронеж-колыбель русского               флота

Слайд 15«Строительство флота в Воронеже»

«Строительство флота в Воронеже»

Слайд 16Панорамный вид воронежского судостроительного комплекса. Первая верфь в России

Панорамный вид воронежского судостроительного комплекса. Первая верфь в России

Слайд 17Вид Воронежа петровского времени.
зимой 1695 года в Воронеже и Воронежском уезде осуществлялась подготовка

522 стругов, 42 мореходных лодок, 134 плота. 
Вид Воронежа петровского времени. зимой 1695 года в Воронеже и Воронежском уезде осуществлялась подготовка 522 стругов, 42 мореходных лодок, 134 плота. 

Слайд 19Гото Предестинация 1700 год

Гото Предестинация 1700 год

Слайд 20
Пётр I посещал Воронеж 13 раз, проведя в городе более 500

дней.
Здесь было построено 215 кораблей для военно-морского флота.
На борту галеры «Принципиум», Петр I по пути в Азов подписал «Устав по галерам», который можно назвать прототипом первого военно-морской устав России.
Пётр I посещал Воронеж 13 раз, проведя в городе более 500 дней. Здесь было построено 215 кораблей

Слайд 23Великое посольство 1697-1698 гг.
Цели:
поиск союзников в будущей войне против Турции;
Нанять

специалистов для строительства флота;
Пристроить на обучение дворян.
Великое посольство 1697-1698 гг.Цели: поиск союзников в будущей войне против Турции;Нанять специалистов для строительства флота;Пристроить на обучение

Слайд 24Итоги посольства
Дипломатическая миссия Великого посольства полностью провалилась – в Европе началась

война за испанское наследство;

Произошла переориентация внешней политики с Черноморского на Балтийское направление.

Причина возвращения Петра I в Москву – стрелецкий мятеж 1698 г.

Итоги посольстваДипломатическая миссия Великого посольства полностью провалилась – в Европе началась война за испанское наследство;Произошла переориентация внешней

Слайд 25Северная война 1700-1721 гг.
Причины:
1. Стремление России обрести выход к Балтийскому морю

ради ведения торговли с европейскими странами;
2. Стремление России вернуть себе территории, утраченные в период Смутного времени;
3. Наличие союзников: Дании и Саксонии.
Северная война 1700-1721 гг.Причины:1. Стремление России обрести выход к Балтийскому морю ради ведения торговли с европейскими странами;2.

Слайд 26Основные сражения Северной войны

Основные сражения Северной войны

Слайд 27Полтавская битва

28 сентября 1708 г. около деревни Лесной был разбит шведский

корпус шедший на помощь Карлу. Карл остался без подкреплений и боеприпасов. Впоследствии Петр назвал победу у Лесной «матерью Полтавской баталии»

Шведские пехотинцы

Полтавская битва28 сентября 1708 г. около деревни Лесной был разбит шведский корпус шедший на помощь Карлу. Карл

Слайд 28Полтавская битва
К апрелю 1709 г. шведы осадили Полтаву.

Осада продолжалась 3 месяца. К Полтаве были стянуты главные силы русской армии во главе с Петром.

27 июня 1709 г. произошло решающее сражение. Шведскими войсками командовал фельдмаршал Реншильд. Русской армией – фельдмаршал В.П.Шереметев, кавалерией – А.Д.Меньшиков. После упорного сражения шведы были разбиты, Карл бежал на турецкую территорию. Остатки шведской армии сдались.

Полтавская битваК апрелю 1709 г. шведы осадили Полтаву.

Слайд 29 Морские сражения
Шведы имели

сильный военный флот на Балтийском море. Петр I понимал, что выиграть войну окончательно удастся только после разгрома шведов и на суше и на море.

27 июля 1714 г. русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Шведский королевский двор покинул Стокгольм, опасаясь высадки русского десанта.

27 июля 1720 г. русский флот одержал победу над шведами у острова Гренгам.

Морские сраженияШведы имели сильный военный флот на Балтийском море.

Слайд 30 Ништадтский мир
В 1721

г. в Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией.

Условия мирного договора: - Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга); получала балтийское побережье от Выборга до Риги с территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии.

Ништадтский мирВ 1721 г. в Ништадте был заключен мир

Слайд 31Прутский поход 1711 г.
В конце 1710 г. Турция объявила России войну.

Петр опередил - ранней весной
1711 г. Петр I двинул армию к границам турецких вассальных княжеств: Молдавии и Валахии.
Итоги:
1. Россия вернула Азов, срыла крепость Таганрог;
2. Россия обязалась пропустить Карла XII в Швецию через Польшу и не вмешиваться в польские дела.
Прутский поход 1711 г.В конце 1710 г. Турция объявила России войну. Петр опередил - ранней весной 1711

Слайд 32После завершения войны Сенат присвоил Петру I титул «Отца Отечества, Петра

Великого, Императора Всероссийского Россия стала ИМПЕРИЕЙ!

1721 год

После завершения войны Сенат присвоил Петру I титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского Россия стала ИМПЕРИЕЙ!1721

Слайд 33РЕФОРМЫ ПЕТРА 1
Политические
Экономические
Военные
Социальные
Церковные
Культуры, науки и образования
Градостроительство

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1ПолитическиеЭкономические ВоенныеСоциальныеЦерковные Культуры, науки и образованияГрадостроительство

Слайд 34Политические реформы



Политические реформы

Слайд 35В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в

области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

1

Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований

Слайд 36Политические реформы
а)
б) создание Сената и прокуратуры;
в) создание коллегий;
г) губернская реформа;
д)

упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;
е) провозглашение России империей,
утверждение абсолютной монархии (самодержавия).
Политические реформыа) б) создание Сената и прокуратуры;в) создание коллегий;г) губернская реформа;д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;е)

Слайд 37ПЛЮСЫ
В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более

четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 г., была введена «Табель о рангах», которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась

аристократическая иерархия

МИНУСЫ
Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
К концу правления Петра увеличились расходы на
содержание
государственного
аппарата, на администрацию.

ПЛЮСЫВ результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену

Слайд 38Реформы образования и науки


Реформы образования и науки

Слайд 39Реформы в сфере культуры, образования и науки
а) введение нового календаря;
б)

создание системы светского образования;
в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

Реформы в сфере культуры, образования и науки а) введение нового календаря;б) создание системы светского образования;в) внедрение западноевропейской

Слайд 40После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними

проявлениями «устаревшего» образа жизни, но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

ПЛЮСЫ
При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.

МИНУСЫ
Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами.
Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.
Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по-европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.
Петр открыто презирал все народные обычаи. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинного национального покроя одежды.
У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни, но не

Слайд 41Экономические реформы

Экономические реформы

Слайд 42Экономические реформы

а)  создание отечественной промышленности;
б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма,

денежная реформа.
Экономические реформыа)  создание отечественной промышленности;б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.

Слайд 43В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли

и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.
Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства.
Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны.
Какие изменения произошли в экономике в период правление Петра Великого?


В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Слайд 44ПЛЮСЫ
При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году

в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21). Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его. Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.

МИНУСЫ
Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных крестьян, а также труд государственного крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы.
Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами 17 века сумму денег.
.

ПЛЮСЫПри Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а

Слайд 45Военные реформы

Военные реформы

Слайд 46Военные реформы

а) создание регулярной армии
б) создание ВМФ;
в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Военные реформыа) создание регулярной армииб) создание ВМФ;в) основание Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Слайд 47ПЛЮСЫ
Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского

военно-морского флота, которые комплектовались на основе рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские общины обязаны были поставить рекрута для пожизненной службы в армии.
Раннее существовавшие войска упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Были сформированы солдатские пехотные и драгунские конные полки. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск. Были созданы инженерные войска в составе артиллерии.

Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформированы армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями) и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан фБалтийскийлот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.
Какие изменения произошли в армии в период правления Петра1?
МИНУСЫ
Военная служба была пожизненной, и самые большие тяготы выпали на долю крестьянства и посадских людей. Наблюдалось бегство рекрутов.


ПЛЮСЫОсновным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, которые комплектовались на основе

Слайд 48Социальные реформы

Социальные реформы

Слайд 49Социальные реформы.

а) дворянство;
б) крестьянство и налоговая реформа;
в) городское население и городская

реформа.
Социальные реформы.а) дворянство;б) крестьянство и налоговая реформа;в) городское население и городская реформа.

Слайд 50При Петре1 очень много изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе

служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. Но государство при Петре продолжало смотреть на свои сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом.



Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием.

При Петре1 очень много изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и

Слайд 51МИНУСЫ
Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра

I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии).
Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказание. Например, Стрелецкого бунт 1698 года был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да и то их кнутами избили.
В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек.

ПЛЮСЫ
При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян.
Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам-рангам (чинам). Все чины делились на четыре категории: воинские, морские, штатские, придворные. Служба предоставляла возможность получить дворянское звание.
В 1724 г. был установлен паспортный режим.

МИНУСЫ Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать

Слайд 52Церковная реформа


Церковная реформа

Слайд 53Крупнейшим феодалом в России, сохранившим политическую самостоятельность, несовместимую с абсолютизмом, оставалась

церковь. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха.
Было упразднено патриаршество, для управления церковью учрежден Святейший Синод, за деятельностью которого надзирал обер-прокурор Синода. Все имущество церкви (финансы, земли, крестьяне) находились в ведении государства.
Что изменилось в положении церкви при Петре1?

Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко
воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
Какова ваша позиция по этому вопросу?

Крупнейшим феодалом в России, сохранившим политическую самостоятельность, несовместимую с абсолютизмом, оставалась церковь. Когда в 1700 г. умер

Слайд 54МИНУСЫ
Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на

оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву.
Реформа Синода церкви: Когда умер в 1700 году патриарх Адриан Петр запретил избирать ему преемника.
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", подчинявшаяся Сенату.
Государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др.
Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.




Старообрядчество.
Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом.
Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы.
Никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались.
За неповиновение ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.

МИНУСЫПетр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч

Слайд 55Градостроительство

Градостроительство

Слайд 56При Петре I большой размах получило русское градостроительство. Началось строительство Петербурга;

были построены Петрозаводск, Н. Тагил, позднее - Одесса, Екатеринбург (ныне Свердловск), Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Севастополь и др.
Как вы думаете, а нужно ли было вкладывать большие средства в строительство городов?

Строительство Санкт-Петербурга
ПЛЮСЫ
Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.
МИНУСЫ
С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Крепостные широкомасштабно использовались для работы в проекте. Считается, что около
30 000 умерло при строительстве.



При Петре I большой размах получило русское градостроительство. Началось строительство Петербурга; были построены Петрозаводск, Н. Тагил, позднее

Слайд 57Реформатор
Тиран
1.Четкая структуру

государственного управления
2.Был введена «Табель о рангах». Знатность
рода сама по себе, без службы, ничего не значит
3. Рост крупной мануфактурной промышленности.
4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля
5.Строились новые заводы.
6.Россия начала продавать металл Европе.
7.Создание новой армии.
8. Строительство флота военного и торгового.
9. Строительство Санкт-Петербурга.
10.Царь Петр I провозгласил принцип
веротерпимости в государстве
11.Петр I с большим вниманием относился к
образованию и науке, открыл школы и училища.
12. . В1719 году Петр основал первый в стране
музей-Кунсткамеру.

1.Проведенные Петром I административные
реформы привели к увеличению различных
должностных преступлений.
2.Все преобразования в стране, в т.ч. Северная
война, ухудшали экономическое положение
населения, поскольку требовали огромных
материальных расходов
3.Реформы Петра I привели к усилению
крепостного права.
4.Большое количество народных выступлений
5. Огромное количество следствий и жестоких
казней.
6.Погибло огромное количество людей.
7.Запретил каменное строительство по всей
России, кроме Петербурга
8.30 000 человек умерло при строительстве
города.
9.Царь посягнул на самое светлое, что есть на
Руси – на церковь. Петр повелел снять
колокола с церкви.
10. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано,
запрещалось создание новых монастырей.
11. Насильственные методы проведения реформ.

Реформатор         Тиран1.Четкая структуру государственного управления2.Был введена «Табель о рангах».

Слайд 58Петр Великий:
тиран
или
реформатор

Петр Великий:тиранилиреформатор

Слайд 59Был ли Петр I злым и коварным, безнравственным и алчным или

Петр гений русской земли, великий реформатор.
Сформировалось ли у вас свое отношение к Петру 1?

Чему учит история петровской эпохи?


Правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость.

Чтобы преобразования были успешными, нужно привлекать людей на сторону реформаторов.

Начиная реформы, надо доводить их до конца. При этом следует думать об интересах всего общества, а не отдельной группы лиц.)



Был ли Петр I злым и коварным, безнравственным и алчным или Петр гений русской земли, великий реформатор.

Слайд 60А.М.Горький говорил: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать

необходимо». 

Так что, давайте будем с вами изучать прошлое и стараться брать только хорошее.

Историк М.П. Погодин, живший в пушкинские времена, в книге “Пётр Великий” писал:
“Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – памятники его неутомимой деятельности и его гения”.

А.М.Горький говорил: «Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Так что, давайте будем с вами

Слайд 61Рефлексия.
Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?
-Как вы считаете,

всё ли задуманное нам удалось реализовать?
- Что показалась наиболее сложным?
- Сформировалось ли у вас личное отношение к личности Петра 1?
- Какие уроки можно извлечь, изучив время правления Петра?
Нужны ли реформы? Как их лучше проводить?
Рефлексия. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?-Как вы считаете, всё ли задуманное нам удалось реализовать?-

Слайд 62Домашнее задание
Написать эссе по теме:
ПЕТР 1: тиран или реформатор?

Домашнее заданиеНаписать эссе по теме:ПЕТР 1: тиран или реформатор?

Слайд 63Мнения историков
Деятельность Петра I оценивается неоднозначно. 
Уже современники Петра I разделились на

два лагеря: сторонников и противников его преобразований.  
Эти споры продолжаются и по сей день. В чем же суть спора?
 

Существуют 2 точки зрения

 Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.
Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную
самобытность русского народа, заразил ее скверной
подражательства чужому.

Мнения историковДеятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть