Слайд 1ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Сравнительный анализ.
Первобытность и древность.
Составитель
Казанцева Л.В.,
преподаватель ГБОУ СПО СО КУПедК
Слайд 2Основные понятия урока:
первобытность
древность
Наша задача:
сравнить жизнь человечества
в первобытном обществе
и в
древности.
Слайд 3По каким основаниям мы можем провести сравнение?
1. Занятия людей, обеспечение себя
всем необходимым для жизни (хозяйство, экономическая сфера).
2. Организация жизни людей в обществе: управление, защита (политическая сфера).
3. Наличие неравенства (социальная сфера).
4. Религиозные верования, культурные достижения (духовная сфера).
Слайд 4Первобы́тное о́бщество
(также доистори́ческое о́бщество) — период в истории человечества до изобретения письменности.
Древнейший период человеческой
истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории человечества до изобретения письменности.
Слайд 5Классическая периодизация первобытности
Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит
сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д.
В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад,неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад.
На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.
Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит).
Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.
Слайд 6Первобытность
на Ленте времени
Слайд 7Периодизация Л.Моргана
(70-е годы XIX в. )
Ученый основывался на сопоставлении древних
культур с современными культурами американских индейцев. Он выделил три периода: дикость, варварство и цивилизацию.
Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.
Слайд 8В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен,
А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:
1) эпоха первобытного стада;
2) эпоха родового строя;
3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).
Слайд 9Характерные признаки жизнедеятельности в разные периоды
На стадии дикости в человеческой деятельности
господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Слайд 10Неолити́ческая револю́ция —
переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому
хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, переход от присваивающей к производящей экономике.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ РЕВОЛЮЦИИ:
отделение ремесла от сельского хозяйства;
отделение управления (власти) от общества;
появление письменности и юридического права.
Слайд 12Развитие агротехнических навыков происходило неравномерно во времени и пространстве, но первые
земледельцы появились около 10 тыс. лет назад.
Примерно около 9 тыс. лет назад был одомашнен рис.
Около 10 тыс. лет назад зародилось скотоводство. В горах Загроса
(Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы
и овцы.
Слайд 14Занятия дюдей в первобытном обществе и в древности
Основные занятия связаны
с обеспечением себя пропитанием и всем другим, необходимым для жизни.
В чём заключается основное отличие в занятиях людей на иллюстрациях?
Слайд 16Жизнь в родовой общине земледельцев
Общинники жили и трудились в равных условиях.
Слайд 17Государство
Соседская община
Родовая община
Слайд 18 Сравните населённые пункты, изображённые на иллюстрациях.
Сделайте вывод
о развитии хозяйства.
Слайд 19 Вместо разрозненных посёлков появляется множество больших городов,
занятия населения становятся более разнообразными.
Слайд 20Сравните две иллюстрации.
На какой из них отражена жизнь в государстве?
В условиях цивилизации социальная структура усложняется, состав общества становится более разнообразным.
Слайд 21Религиозные верования древних людей
Искусство было тесно связано с религиозными
верованиями.
С появлением государства правители заявляли о своём божественном происхождении
Слайд 22Развиваются искусство и наука, появляется письменность.
Слайд 23Первичные признаки государства:
Наличие территории
Публичная власть и законы,
распространяемые на данной
территории
Система налогов
и сборов
Постоянная армия
Слайд 24ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
«Первобытность и древность»
1. Восстановите правильную последовательность этапов первобытного общества:
А. Мезолит
Б.
Железный век
В. Неолит
Г. Палеолит
Д. Энеолит
Е. Бронзовый век
Слайд 252.Восстановите суждение, вставив пропущенные слова
Согласно сложившимся представлениям, в частности, исследованиям ДНК,
становление человека завершилось около (1) тыс. лет назад. При этом все человечество произошло от (2) группы людей (исходная численность популяции – не более (3) тыс. особей, жившей предположительно в (4) 280-140 тыс. лет назад.
Слайд 263. Соотнесите занятия людей с типом хозяйства:
присваивающее (А), производящее (Б).
Рыболовство
Земледелие
Ремесло
Охота
Собирательство
Животноводство
Бортничество
Слайд 274.Соотнесите характеристики первобытности (А) и древности(Б).
1. Общинная собственность
2. Разрозненные небольшие посёлки
3.
Появление частной собственности
4. Народное собрание, совет старейшин
5. Постоянная армия
6. Передача знаний при помощи мифов и обычаев
7. Относительное равенство членов общины.
8. Ополчение
9. Появление городов
10. Изготовление простейших орудий труда
11. Публичная власть
12. Система налогов и сборов
13. Жизнь в рукотворной среде
14. Передача знаний при помощи письменности
15. Сложная социальная структура
Слайд 285. Какие территории были заселены позже всех остальных?
А. Австралия
Б.Южная Америка
В. Африка
6.
Когда началась неолитическая революция на территории Передней Азии?
А. В 8 тыс. до н.э.
Б. 8 тысяч лет назад
В. В 10 тысячелетии до н.э.
Слайд 297. Какие суждения являются верными?
А. Самые древние орудия труда обнаружены на
территории Украины (Трипольская археологическая культура)
Б. Неандерталец – непосредственный предшественник человека современного типа.
В. Кроманьонец – это тип современного человека.
Г. Расы отличаются не только антропологическими признаками (цвет кожи и волос, строение скелета, разрез глаз и т.д.), но и умственными и психическими особенностями.
Д. Все древние цивилизации можно разделить на скотоводческие и земледельческие.
Слайд 308. Укажите:
1) отличия родовой общины и соседской общины;
2) общие черты
родовой общины и соседской общины.
9. В какой период люди стали использовать в хозяйстве металл?
А. Во время энеолита
Б. Во время мезолита
В. Во время бронзового века
Слайд 3110. Соотнесите названия древнейших верований людей с их характеристиками.
Слайд 32Ключ к проверочному тесту
«Первобытность и древность»
ГАВДЕБ
1- 40 тыс. лет назад;
2
– немногочисленной; 3 – 10 тыс.; 4 – в Африке
3. А - 1,4,5,7
Б – 2,3,6
4. А - 1,2,4,6,7,8,10
Б – 3,5,9,11,12,13,14,15
5. Б
6. А
7. В
8. 1) семейный труд, семейное хозяйство, семейное имущество
2) верховная собственность общины на землю и угодья;
совместный труд при строительстве значимых сооружений (оросительные системы, оборонительные рубежи и т.п.)
9. А
10. А-3,Б-1, В-2,Г-4
Слайд 33Оцениваем!
38 - 33 правильных ответа – «5»
32 – 27 правильных ответа
– «4»
26 – 20 правильных ответа – «3»
19 и менее правильных ответа – «2»
Слайд 34http://arthic.ru
http://www.cr-delta.ru
http://www.bizslovo.org
http://osoznanie.orgl
http://wiki.vspu.ru/
http://wadjet.narod.ru/l
http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru
http://900igr.net/kartinki/istorija/
http://uznaika.coml
Источники (иллюстративный материал)