Слайд 1«Был город –фронт, была победа»…
900 –дневной блокаде Ленинграда посвящается
30 августа - 8 сентября 1941
18 января 1943
27 января 1944
_______________________________
Разработчик: Шиншинова Н.Н., ГБПОУ КТСТГХ
Слайд 2
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.
Слайд 48 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда
Знак "60-летие снятия блокады Ленинграда"
Памятная медаль «В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Слайд 5Норма продажи хлеба жителям города Ленинграда(1941 -1942гг.)
Слайд 6Дети блокадного Ленинграда
Они во всем похожи на своих отцов и матерей.
И в те тяжелые годы, когда кольцо блокады сомкнулось вокруг родного города, они были мужественны и стойки - вместе со взрослыми трудились, сражались и учились..
Слайд 7Они были равными со своими отцами и матерями в поединке благородства,
когда старшие старались незаметно отдать свою долю пищи младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.
Слайд 8
Они потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолетов, дежурили
морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом , возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов.
Слайд 939 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни
Самый великий подвиг школьников Ленинграда состоит в том, что они учились. Учились несмотря ни на что, а рядом с ними навеки сохраниться в истории города прекрасный мужественный образ ленинградского учителя.
Они стоят одни - других. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу, и снежные заносы шли в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились.
52-ая школа Кировского района
Слайд 10Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали
друг у друга на глазах и на заснеженных улицах города, и за партой и у классной доски
«Девчонка руки протянула.
Потом она на них легла.
Все думали, она заснула,
А, оказалось, умерла.
Никто не проронил ни слова,
И, вновь, превозмогая стон,
Учитель вымолвил, что снова
Уроки после похорон».
Слайд 11После уроков всех ждали дела
Кто-то отправлялся в госпиталь. В госпиталях
помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты.
Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам.
В детских домах помогали воспитателям.
Надо было заготовить дрова для печки в школе, убрать помещения, отвести домой малышей, выпустить боевой листок, помочь ослабевшим соседям и товарищам.
Слайд 12«Преодолей себя»
говорили себе ленинградские дети, когда с весны до самого октября
работали на полях. Городу нужны были овощи. Три года по пять месяцев руками ленинградских школьников город эти овощи получал.
Всего вкусили: и жары и дождей, и заморозков, и грязи.
В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
« Все болит, все ломит, руки черные исцарапанные, работали до горизонта и обратно, будет вспоминать потом бывшая школьница Нина Иванова.
Слайд 13В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить
город и приблизить победу. Навсегда
Остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его и умерший на пороге квартиры. Остался ученый В.Л. Комарович, умиравший от голода, считавший дни и работавший над своей докторской диссертацией.
Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.
Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку — возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.
В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в Ленинграде. 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.
На фото композитор Д. Шостакович в блокадном Ленинграде 1941г.
Слайд 14Из воспоминаний академика Дмитрия Лихачева
Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели
столярный клей, Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке (моему отцу) этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте — 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий.
В клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как-то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа.
Слайд 15Вспоминает оперная певица Галина Вишневская…
Вспоминает Галина Павловна Вишневская.
(Отрывок из книги “Галина”).
«Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…»
Слайд 16Хлеб –это совсем маленький кусочек…тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь
и лишь немного муки
Слайд 17Всем известен дневник Тани Савичевой
дневник Тани - не единственный документ подобного
рода.
В музеях Санкт-Петербурга хранятся блокадные летописи ленинградских ребятишек: школьные тетрадки, записные книжки, блокноты. Только именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным
Тане - было одиннадцать лет. Она родилась 23 января 1930 года. В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 на Васильевском острове (Савичевы жили на 2-й линии в доме № 13/6, кв.1) .
Слайд 18По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная «дорогой жизни»
Потомок,
знай! В суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!
Надпись на мемориальной плите
у Вагановского спуска на Ладогу .
Слайд 19Подвиг Ленинграда состоит в том, что люди находили в себе силы
мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить детей.
Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, такими, как их родители и старшие товарищи
Слайд 20Надпись на стене Пискаревского мемориального кладбища
В город ломились враги в броню
и железо одеты.
Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все как один – сказали они:
- Скорее смерть испугается нас, чем мы испугаемся смерти
Слайд 21Минута молчания
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их
много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.