Слайд 1Урок по истории и социально-экономическому развитию Красноярского края
Учитель истории и
обществознания
(включая экономику и право)
МКОУ Нижнетерянской школы
Богучанского района
Фролова Вера Николаевна
Слайд 2Советский тыл в годы войны. Работа эвакуированных заводов
в Красноярском крае
Труженики
тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали…
Слайд 3Цель урока:
Раскрыть роль и значение эвакуированных предприятий как одного из важнейших
факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Познакомиться с вкладом тружеников тыла Красноярского края в победу над врагом.
Слайд 4Проблема
Что означает лозунг «Все для фронта, все для победы»?
Каков вклад тружеников
тыла в общее дело разгрома врага?
Слайд 5Словарь урока
Эвакуация – вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся
под угрозой какого-либо бедствия.
Слайд 6Эвакуированные предприятия
Государственный Совет по эвакуации первоначально направил в край 18 предприятий
и около 80 тысяч человек. Первые эшелоны с людьми и оборудованием прибыли в августе 1941г. Осенью пришли вагоны с оборудованием уже не восемнадцати, а двадцати трех предприятий.
Эвакуированный Стройтрест № 26 должен был создать собственную индустриальную базу: комбинат строительных деталей, карьеры камня и песка, печь для извести, мастерские по изготовлению инструментов и запасных частей.
Слайд 7Красноярский завод комбайнов
Основан в 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого
завода сельхозмашиностроения.
В октябре 1941 года в Красноярск начали прибывать первые эшелоны с оборудованием. Прибывшее оборудование разместили на территории ликеро-водочного завода. В слободе III Интернационала поставили зимние палатки для размещения строителей и прибывших рабочих
Слайд 817 ноября 1941 года принято
постановление СНК СССР о
восстановлении производства
комбайнов
и зерноочистительных
машин в Красноярске. В декабре 1941
года была выпущена первая
продукция для фронта — снаряды
и мины. В первой половине 1942 года
завод начал выпускать миномёты
и боеприпасы.
До 1944 года выпускал запасные части
к сельскохозяйственным машинам.
26 октября 1944 года начался выпуск
первых прицепных комбайнов.
В 1944 году завод выпустил первые 10 комбайнов «Красноярский коммунар».
Слайд 9Всю войну завод успешно справлялся и с выпуском комбайнов. Они в
первую очередь направлялись в освобожденные районы страны. 4 мая 1945 г. с заводского конвейера сошел 350-й комбайн. Поздравляя коллектив с крупной производственной победой, ГКО отмечал: «В трудных условиях военного времени своей напряженной работой вы разрешили важную народнохозяйственную задачу, создали новый крупный завод по выпуску комбайнов для сельского хозяйства. Родина высоко оценит самоотверженную работу по укреплению мощи нашей страны».
Слайд 10
С 1945 года завод первым в стране начинает производство самоходных комбайнов.
Слайд 11Красноярский радиозавод
15 августа 1941 года в Красноярск из Ленинграда прибыл эшелон
с оборудованием в 129 единиц и 144 специалиста. Они находились в пути 23 дня. 16 августа 1941 года вышел первый приказ директора завода, по которому были организованы ремонтно-механический, инструментальный и механический цехи. Пуск первой очереди был осуществлен на базе оборудования, привезенного из Ленинграда 7 ноября 1941 года. Дополнительно прибыло оборудование из городов Москвы, Мурома, Таллина, Белово. В I-м квартале 1942 г. были введены в строй слесарно-каркасный, гальванический и сборочно-монтажный цехи.
Слайд 12Завод № 327 и НИИ № 9, переименованные в Красноярский радиотехнический
завод, стали выпускать вагонные радиостанции дальнего действия, самолетные переговорные устройства, радиомаяки, локационные системы для наведения самолетов.
Слайд 13Главное дело, которое было поручено в 1942 году заводу Государственным комитетом
обороны – создание радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолетов. Эту задачу должен был выполнить разработанный ещё в 1939 году инженерами-конструкторами И.К. Садовниковым и М.М. Зелентом мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром “Колба”.
Радиомаяк “Колба” состоял сначала из двух машин, а потом из – четырёх. Перед заводом стояла крайне важная и секретная задача – обеспечить бесперебойную поставку военных самолетов из США через Аляску, Чукотку, Колыму, Якутию в Красноярск, где были сосредоточены в то время лучшие силы полярной авиации.
Слайд 14Так осуществлялась воздушная линия “второго фронта” Аляска – Сибирь.
Из Красноярска боевые
американские самолеты, пилотируемые лучшими летчиками, отправлялись на фронт, а следом за ними по железной дороге следовали и радиомаяки “Колба”, которые устанавливались на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечивать путь крылатых машин на Берлин и их возврат после выполнения боевого задания.
Слайд 15За годы войны заводом
было выпущено 27 радиомаяков
“Колба”.
Весь коллектив завода
№327 (4,5 тысячи человек)
работал круглосуточно и
самоотверженно, под девизом “
Всё для фронта! Всё для победы!”
Слайд 16Сибтяжмаш
В начале августа 1941 г.
в Красноярск прибыли
первые составы с
оборудованием завода
«Красный Профинтерн».
Накануне войны завод
выпускал треть всех
производимых в стране паровозов, 100 % большегрузных вагонов и платформ, краны, оборудование для ГЭС.
Слайд 17Снаряды, выпускаемые Сибтяжмашем
Слайд 18Все для фронта!
Завод начал выпускать гранаты и минометы. По производству последних
«Сибтяжмаш» занимал одно из первых мест в стране. К концу года кроме продукции для фронта на заводе собрали первые краны для предприятий черной металлургии.
А в ноябре 1942 г. было создано паровозно-техническое бюро, где разрабатывали технологии изготовления паровозов. Уже в мае 1943 г. из заводских ворот вышел мощный паровоз серии «СО», показавший отличные ходовые качества. К началу 1944 г. выпуск паровозов был доведен до 13 в месяц.
Слайд 19Все для фронта!
На Онежском машиностроительном заводе (впоследствии - «Краслесмаше») изготовлялись корпуса
снарядов и авиабомб.
Станки и механизмы Кикского деревообрабатывающего комбината установили в Красноярском ДОКе.
Оборудование Пикалевского цементного завода стало основным для строительства аналогичного предприятия в Красноярске. Северо-западное отделение ТЭЦ передали на строительство Красноярской райТЭЦ.
Слайд 20Кинопленочная фабрика № 6 кроме пленки и фотобумаги для аэрофоторазведки выпускала
заряды к минам и пленку, предотвращавшую запотевание противогазных стекол.
В авиаремонтных мастерских им. Побежимова разместилось предприятие № 477 из Тульской области. Вначале здесь изготовляли запасные части к самолету «СБ», а в 1943 г. освоили выпуск катапультового самолета Бе-4. В мае 1945 г. на летные испытания была отправлена патрульная лодка ЛЛ-143, сконструированная в КБ предприятия.
Слайд 21До войны в СССР насчитывалось семь заводов, производивших пироксилиновые пороха. Крупнейший
из них был эвакуирован в Красноярск из Украины. Новое предприятие (впоследствии химкомбинат «Енисей») выпускало заряды к пушкам, гаубицам, агитационным минам.
Агитационные мины предназначались для переброски в расположение противника агитационной литературы (листовок). Обычно агитационные снаряды использовались для разбрасывания листовок над окруженными частями противника.
Три предприятия текстильной промышленности и оборудование махорочной фабрики из Одессы были размещены в Канске. Оборудование Мончегорского металлургического комбината доставили в Норильск
Слайд 22Вывод
В короткие сроки в крае были запущены и другие эвакуированные предприятия
— всего более 40.
Значительная часть возрожденных заводов стала выпускать продукции больше, чем до эвакуации. Общий итог развития промышленности — почти двукратное увеличение ее продукции в 1945 г. по сравнению с 1940 годом. Рост производительности труда составил 58 % (по стране - 40 %).
После восстановления эвакуированных производств Красноярск превратился в крупный индустриальный центр Восточной Сибири. В крае получили развитие совершенно новые отрасли промышленности: гидролизная, текстильная, табачная, паровозостроительная и т. д. Около 85 % всей продукции шло на фронт