Слайд 1Древняя Спарта
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамский район
Московская область
Слайд 5Население Спарты
Спартиаты (спартанцы) – родились в Спарте.
Периэки – соседи спартанцев,
переселенцы.
Илоты – «захваченные» жители Мессении и Лаконии.
Слайд 6Спартиаты (спартанцы) – потомки северных греческих племён.
Древняя Спарта
Слайд 8Коллективные обеды спартанцев
Слайд 9Встреча спартанского полководца
Слайд 10Илоты – это рабы Спартанского государства. Им запрещалось покидать свои поселения.
Обрабатывали
землю и отдавали спартанцам часть зерна, оливок, овощей.
Слайд 11Заставляли илотов пить неразбавленное вино и показывали их молодёжи.
Слайд 12Спартанские юноши с мечами убивали самых сильных илотов.
Слайд 13Периэки – свободные люди. Платили дань спартанцам и занимались торговлей и
ремеслом.
Слайд 14Управление Спартой
Народное собрание
2 царя
Совет старейшин
Слайд 15Спартанское воспитание
Если ребенок здоровый и крепкий, его отдавали отцу.
Слайд 16Если хилый и больной – уносили в горы или бросали в
пропасть.
Слайд 17Спартанского мальчика отбирают у матери
Слайд 23Спартанские мальчики становились воинами.
Слайд 25Узнав о том, что их сыновья погибли в бою, спартанки тут
же шли на поле боя. Они смотрели, с какой стороны были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. Одни женщины не только печалились, но и гордились. Они хоронили своих сыновей с почётом, в гробницах предков. Другие спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле боя, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле. Чем можно объяснить такие различия в поведении матерей?
В Спарте был закон, который запрещал спартанцам выезжать за границу Спартанского государства, чтобы в Спарту не завезли чужие нравы, не подражали чужой жизни. По этой же причине правители Спарты подозрительно относились к тем, кто приезжал в Спарту из других полисов. Как вы относитесь к этому закону?
Слайд 26Самое знаменитое кушанье в Спарте – черная похлебка (рецепт её давно
забыт). Спартанцы ради неё отказывались от мяса. Узнав об этом, один чужестранный царь купил себе повара-спартанца, чтобы отведать это блюдо. Однако ни одной ложки чёрной похлебки царь не смог проглотить. Она была отвратительной на вкус. Тогда повар сказал царю: «Царь, чтобы оценить вкус этого кушанья, надо сначала искупаться в Евроте!». Что имел ввиду повар?
Однажды спартанский мальчик, пока отец обедал, украл у него лисёнка и спрятал под плащом. Лисенок царапал ему живот, но мальчик терпел, боясь быть выпоротым. Лисёнок прогрыз ему дыру в животе и мальчик умер. Какою особенностью спартанского воспитания можно объяснить этот случай?
Слайд 27Какова природа Аттики?
Какие растения здесь выращивали?
Что делали из оливок?
Как греки давили
виноград?
На какие группы делилось население Аттики?
Что такое аристократия, ареопаг, архонт?
Почему бедняки часто брали зерно в долг?
Что такое долговой камень?
Что было, если бедняк не отдавал долг?
Что в положении демоса изменилось при Солоне?
Как изменилось управление государством при Солоне?
Что такое демократия?
Какие законы Дракона кажутся нам нелепыми?
Почему про них говорят, что они написаны кровью?
Слайд 28Соотнесите:
Аттика Спарта
Илоты, демос, аристократы, Лаконика,
Мессения, Афины, военное государство, архонт, совет старейшин, ареопаг, аристократия, 2 царя, пропасть, убийство илотов, Солон, долговой камень, Драконт, краткая речь, белые и черные камешки
Слайд 29Домашнее задание:
стр. 149 пункт 3
стр. 150 № 1 (стр. 147)
№ 2 (стр. 148)
№ 3 (стр. 148-149)