Слайд 1Урок 13. Древнерусская культура
Слайд 2632 год – Арабский Халифат
План
Слайд 3632 год – Арабский Халифат
Многие исследователи пришли к пониманию культуры как
сложного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие «культура» включают все, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литературу; религиозные или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей.
Слайд 4632 год – Арабский Халифат
По мнению В. И. Даля, как бы
мы не определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное.
Слайд 5632 год – Арабский Халифат
Говоря об особенностях культуры Древней Руси, необходимо
отметить культурные взаимодействия Русского государства с зарубежными странами, которые складывались по-разному и различались по степени их интенсивности.
С кем были наиболее многогранными культурные связи? И после какого события они усилились?
Слайд 6О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное
место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах.
Слайд 7 Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних
славян.
Существовали и такие формы фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.
Слайд 8 Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды
о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами.
Народные сказания о событиях II—VI вв. отразились в «Слове о полку Игореве»: его автор упоминает о «веках трояних» (II—IV вв.), о «времени Бусовом» (IV в.), о движении славян на Балканы в VI в. «Повесть временных лет» сохранила предания о борьбе славян с аварами в VII в. Летописное повествование о событиях IX—Х вв. практически целиком основано на фольклорном материале.
Слайд 9 К Х в. относится возникновение нового эпического жанра —
героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди.
Слайд 10 Так, прототипом былинного богатыря Добрыни Никитича был дядя Владимира
Святославича воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в
летописи.
Слайд 11 Главная ценность былин в том, что они созданы народом и
отражают его исторические воззрения, его оценку происходивших исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
Слайд 12 В былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве.
Главная их тема — борьба народа с иноземными захватчиками, они проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою Родину. Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена раздробленности и золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с иноземными захватчиками, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти до XX в.
Слайд 13Давайте вспомним известные нам былины, их героев?
Слайд 14 Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как
письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
Слайд 15 У восточных славян письменность существовала и в дохристианский период. Об
этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Уже в первой половине I тыс. возникло примитивное пиктографическое письмо («черты и резы»). Но оно было непригодно для записи сложных текстов. Поэтому славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы.
Слайд 16 На рубеже IX—Х вв. на территории первого Болгарского царства в
результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов
глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица».
Слайд 17 В дальнейшем этот удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным
у южных и восточных славян. Кирилл и Мефодий перевели Евангелие на славянский язык и этим положили начало славянской письменности.
Слайд 18Какое значение для славянской культуры имело появление азбуки?
Как относился к книгам
Ярослав Мудрый и за что он получил свое прозвище?
Слайд 19Первые книги были рукописными и очень дорогими, украшались они миниатюрами. Что
же такое миниатюра в рукописных книгах?
Определение понятия «миниатюра» учащиеся записывают в тетрадях
Миниатюра — в изобразительном искусстве живописные, графические произведения малых форм. Миниатюры возникли в искусстве средневековой рукописной книги: художники-иллюстраторы стремились особым образом выделить первые строки и заглавные буквы (инициалы).
Слайд 20Первоначально книги писали на пергамене — особо выделанной телячьей коже.
Слайд 21В Новгороде простые записки, долговые или любовные писали на бересте —
березовой коре.
Слайд 23Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после принятия
христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», т. е. местной т. е. местной аристократии.
Слайд 24Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных
лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре.
Слайд 25Первоначально на Руси получила распространение иностранная переводная литература: в первую очередь
библейские тексты и апокрифы — предания о героях библейской истории, не вошедшие в канонические книги.
Слайд 26Однако вскоре появляются первые русские летописи.
Что такие летописи?
Какие события
мы с вами читали в летописях ?
Слайд 27Летописи — это не просто памятники литературы или исторической мысли. В
них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. летопись является ценным источником для изучения прошлого нашей страны.
Об истории Древней Руси писали Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев и современные ученые. Но все они не могли пройти мимо такого исторического источника, как «Повесть временных лет».
Как вы думаете, почему «Повесть» называют первоисточником?
Слайд 28Основная цель автора «Повести» — рассказ о происхождении и развитии Древнерусского
государства в неразрывной связи с историей княжеской власти. Основное внимание уделяется событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народных масс остаются в тени. К массовым народным движениям летописец относится враждебно, рассматривая их как «казнь Божию». Конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения».
Слайд 29 Целесообразно напомнить историческую обстановку, в которой жил и писал Нестор.
«Повесть временных лет», возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусского государства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единства Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью киевских великих князей. Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря.
Киево-Печерский монастырь не был ни княжеским, ни митрополичьим. Он мог свободно высказывать свое мнение по отношению к княжеской власти и власти митрополита.
Слайд 30 Первым русским митрополитом стал Илларион (1051). Именно с его именем
связывают факт возникновения Киево-Печерского монастыря. Илларион сам являлся автором ряда произведений, наиболее известным из которых является «Слово о Законе и Благодати», написанное в форме церковной проповеди. Однако в «Слове» затронуты важные вопросы политической жизни страны.
Слайд 321 Как оценивает Иларион правление Владимира?
О каких заслугах Владимира он говорит
особо?
2. При жизни у Владимира с Ярославом были разногласия. Однако Иларион утверждает, что Ярослав продолжатель дела Владимира. Согласны ли вы с утверждением Илариона? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение?
3. В литературном памятнике упоминается «Новый Иерусалим», назовите этот город. Почему для Киева этот город стал образцом для подражания?
4. Стал Киев для современников русским «Иерусалимом»?
Слайд 33Определите, как выглядела жилищная и храмовая архитектура?
Каких зданий было больше —
деревянных или каменных? Как вы думаете, с чем это было связано?
Слайд 34Какой была конструкция древнерусских храмов? Из чего их строили?
Слайд 36Была ли София Киевская простой копией, храма в Константинополе?
Слайд 37Выделите особенности Софии Новгородской, укажите отличия от Софии Киевской.
Слайд 38Откуда пришло на Русь искусство мозаики? В чем мозаика превосходит фреску?
Почему мозаики были редкостью в храмах?
Слайд 39Икона — изображение ликов святых на доске.
Фреска — роспись по сырой
штукатурке.
Мозаика — составление изображения из разноцветных кусочков смальты.
Слайд 40Выбор ответа на главный вопрос урока:
Кто создавал произведения древнерусской культуры
—
византийские мастера-христиане или русские творцы,
опиравшиеся на древние традиции?
А. Древнерусская культура была неразрывно связана с христианством,
книги, иконы, храмы создавались византийскими мастерами и перенимавшими их мастерство русскими учениками.
Б. В Древней Руси существовали собственные правила создания рукописных книг, живописных произведений, строительства храмов, они были связаны с особенностя-
ми древних верований.
В. Культурная жизнь Руси складывалась под влиянием всех стран, которые ее окружали, наряду с христианскими канонами в культурной жизни существовали правила,
связанные с исламом, иудаизмом и другими религиями.
Слайд 41Домашнее задание: § 11-12,
Вопросы и задания
1. Какое влияние на развитие
древнерусской культуры оказало принятие христианства?
2. Можно ли говорить о том, что славяне копировали культуру Византии? Подтвердите свое мнение двумя аргументами.
3. Какие идеи общественной жизни XI в. Проявились в древнерусском зодчестве?
4. Прокомментируйте мнение Илариона о Киевском Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам яко же ина не обрящется во всем полунощи земном от востока до запада». Можно прокомментировать и высказывание известного путешественника Павла Алеппского после посещения Киевской Софии: «Ум человеческий не в силах ее обнять».