Слайд 1Культура Руси XIV – н.XVIвв.: зодчество и изобразительное искусство.
Слайд 21. Зодчество
На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя
Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
Слайд 3
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан
Троице
- Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства.
Слайд 4При Дмитрии Донском строительство продолжилось
Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде
В
1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
Слайд 5В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в
Северо-Восточной Руси.
Слайд 6
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря
Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
Слайд 7Архитектура
В XIV в. возобновилось каменное зодчество в Новгороде
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице сохранились фрески кисти
Феофана Грека.
Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́
Слайд 8Храмы в Москве при Иване Калите во второй четверти XIV в.
Успенский
собор Московского Кремля
Слайд 9При Иване III активно велось оформление Кремля
Успенский собор Московского Кремля
В 1326
году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Слайд 10Храмы в Москве при Иване Калите во второй четверти XIV в.
Архангельский
собор Московского Кремля
Слайд 11Архангельский собор
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333
году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле.
Строительство храма завершилось в 1508 году.
Еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.
Слайд 12
Благовещенский собор Московского Кремля
Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в
1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче.
В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.
В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков.
Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".
Слайд 13Производство кирпича
Аристотель Фиораванти построил первый кирпичный завод.
Колокольня Ивана Великого 1505- 1508
Слайд 14Грановитая палата в Москве
Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 15
Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко Фрязин
(Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Слайд 16Московский Кремль
Крепость расположилась на Боровицком холме,последний раз Кремль был перестроен при Иване
III, в конце XV века. Строили крепость итальянские мастера — Аристотель Фиорованти, Петр Антонио Солари, Марко Руффо в 1485-95 гг.
Слайд 18Первый шатровый храм
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году.
Слайд 19Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название — Собор Василия Блаженного) 1555—1561
Построен в
честь взятия Казани русскими мастерами Барма и Постник
Главная идея: как Москва объединила вокруг себя земли, так центральный шатер храма объединяет восемь отдельных главок.
Слайд 212. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как
Феофан
Грек,
Андрей Рублёв,
Даниил Чёрный.
Слайд 22Живописцы
Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский
иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Родился в Византии (отсюда прозвище Грек)
Слайд 23Роспись купола церкви Спаса Преображения в Новгороде
Слайд 24
Феофан Грек, живописец.
(ок.1340-после 1405)
Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах
XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Слайд 26Живописцы
Андрей Рублев (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный
и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
Слайд 27
Андрей Рублев
(ок.1360/70-1427)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце.
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
Слайд 28«Троица»
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор
Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…
-?- Какова главная идея иконы?
Слайд 30Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси
(XIV-XV вв.) представлена также классическими
иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)