Слайд 1Организация исследовательской деятельности в урочное и
внеурочное время (теория).
Слайд 2Задачи:
Познакомить с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность обучающихся».
Сформировать представление о роли
учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.
Раскрыть роль преподавателя в организации исследовательской деятельности
обучающихся.
Слайд 3
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое
самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».
Карл Роджерс
Слайд 4 «Нельзя научить другого делать то, чего сам не
умеешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности - общефилософские принципы, и не ждать, что кто-то другой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому».
Э.В.Ильенков
Слайд 5Ж.Ж. Руссо, Я.Коменский, Дж.Локк, И.Песталоцци;
Н.И. Новиков;
К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И.
Писарев, Н.Г. Чернышевский;
Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков;
С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер и др.;
А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Н.Г. Алексеев.
Слайд 6 Исследование(1) – извлечь нечто «из следа», т.е.
восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Исследование (2) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Что такое исследование?
Слайд 7
Исследовательская деятельность –
деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа
на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением…
Слайд 8Притча о голодном человеке
и ловле рыбы
Важно не просто накормить голодного рыбой,
главное — научить его её ловить!
Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз,
а если научим ловить, то накормим на всю жизнь
Слайд 9Притча о голодном человеке
и ловле рыбы
четыре типа процесса обучения:
дать рыбу и
не обучать ловле;
учить голодного ловле;
накормить, а потом учить ловле;
учить ловле и одновременно кормить.
Слайд 10Учебно-исследовательская деятельность
процесс решения учащимися и учителем научных и личностных проблем,
имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Слайд 11Формирование исследовательских умений
Учить обучающихся:
самостоятельно мыслить;
находить и решать проблемы;
прогнозировать результаты;
устанавливать причинно-следственный
связи;
оценивать полученные результаты
развивают навыки самоорганизации;
осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу и др.
Слайд 13Исследовательский метод обучения
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение обучающимися
новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей
Слайд 14Виды исследовательской деятельности:
монопредметные
межпредметные
надпредметные.
Слайд 15Формы организации учебно - исследовательской работы:
а) Традиционная урочная система.
б) Нетрадиционная
урочная система.
в) Учебный эксперимент .
г) Домашнее задание исследовательского характера.
Слайд 16Три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником
проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются
учеником.
Слайд 17Классификация исследований
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные)
по месту проведения (урочные
и внеурочные)
по времени (кратковременные и долговременные)
по теме (предметные или свободные)
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу)
Слайд 18Виды тем исследования
Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и
явлений;
Эмпирические – тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические – ориентированные на работу по изучению, обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах и т.п.
Слайд 19Правила выбора темы исследования:
Тема должна быть интересна, увлекать исследователя.
Тема должна быть
выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 20Как сформулировать тему исследования:
Что мне интересно? (Предмет, область науки, время, территория,
сфера человеческой деятельности…)
Что побудило во мне интерес к этому?
Что я уже знаю об этом?
Что именно я хочу узнать об этом?
Что об этом говорят, пишут другие?
Что является главным из того, что я узнал?
Слайд 21Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке:
урок – исследование;
урок – лаборатория;
урок – творческая
мастерская;
урок – проектирование;
урок – экспертиза;
урок – ТРИЗ;
урок «открытых мыслей»…
Слайд 22Учебно-исследовательская деятельность вне урока:
Факультативы
Олимпиады
Конференции
Учебные проекты
Экспедиции
Практика
Учебно-исследовательская работа
Слайд 23Методы и способы деятельности младших школьников:
в урочной деятельности
– коллективный
учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование,минипроекты;
во внеурочной деятельности
– игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Слайд 24Этапы исследования
постановка проблемы;
изучение теории, связанной с выбранной темой;
подбор методик
исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала;
анализ и обобщение материала;
собственные выводы.
Слайд 25План исследовательской работы для обучающихся:
Выбор темы исследования.
Формулирование целей, задач, выбор методов.
Работа
над исследованием.
Оформление.
Защита – представление результатов работы.
Слайд 26Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности обучающихся:
мотивировать
обучать
стимулировать
Слайд 27
Консультирует,
советует, направляет,
наталкивает на возможные выводы
СОтрудничество
СОавторство
СОтворчество
задаёт вопросы советуется
учитель
ученик
Слайд 28«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много
знать, и умеет добывать эти знания».
В.П. Вахтёров
Слайд 29
Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта)
1 этап.
Выбор темы исследования. Ответь на вопросы:
Что мне интерно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко?
Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь?
Подсказка: Темы исследования могут быть:
- фантастическими;
- экспериментальными;
- теоретическими;
- изобретательскими.
Слайд 302 этап. Цель и задачи исследования
Определить цель исследования означает ответить на
вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.
Слайд 313 этап. Гипотеза исследования
Для формулирования гипотезы используй слова:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
-
что, если.
Слайд 324 этап. Организация исследования
Подумать самостоятельно
Что я знаю об этом?
Какие суждения я
могу высказать по этому поводу?
Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Просмотреть книги по теме
Запиши важную информацию, которую узнал из книг.
Спросить у других людей
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Слайд 33Посмотреть телематериалы
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет
Запиши то новое,
что ты узнал с помощью компьютера
Понаблюдать
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы.
Провести эксперимент
Запиши план и результаты эксперимента
Слайд 345 этап. Подготовка к защите работы.
Этапы подготовки:
1. Выделить из текста основные
понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера; б) описание;
в) характеристика; г) сравнение; д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Ранжировать по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.