со дня начала работы Первой Государственной Думы в России
Учитель высшей категории МБОУ «СОШ с.Николо-Березовка»
Краснокамского района Республики Башкортостан
Бурасов Юрий Павлович
Учитель высшей категории МБОУ «СОШ с.Николо-Березовка»
Краснокамского района Республики Башкортостан
Бурасов Юрий Павлович
В каждой стране парламентаризм как опре-делённая система власти, предусматривающая разде-ление властей и наличие парламента как представи-тельного органа, обладаю-щего законодательными и контрольными полномочия-ми, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки.
Древнерусское вече
Следующим этапом в формиро-вании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенацио-нальных выборных сословно-представительных органов. В Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в России XVI-XVII вв. - Земские соборы (впервые были созваны в 1549 г. при Иване IV Грозном).
Земский собор
В XVI—XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы - Нидерландах, Англии, Франции - в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладавшие законодательными и контрольными полномочиями.
Петр I
Герб Российской империи (XVIII в.)
В XVIII – XIX вв. неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать систему самодержавной власти в России.
Императрица Екатерина II в 1767 г. учредила из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) Комиссию для выработки нового Свода законов Российской империи - Уложения. Эта Комиссия провела 204 заседания, но депутаты не смогли преодолеть противоречия между различными сословиями, и никаких законов так и не было принято.
Заседание в Грано-витой палате Мос-ковского Кремля Комиссии по состав-лению проекта ново-го Свода законов - Уложения. 1767 г.
Екатерина II
Александр I
М.М. Сперанский
Заседание Государственного совета
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
Александр II
В земском собрании
Московская городская Дума
Флаг Российской империи (1883—1917)
Малый государственный герб Российской империи
Николай II.
Николай Александрович Романов – последний российский император
Витте
Сергей Юльевич
6 августа 1905 г. вышел Высочайший Манифест импера-тора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы.
Затем по инициативе пред-седателя Комитета министров С.Ю. Витте император Николай II 17 октября 1905 г. подписал Манифест «Об усовершен-ствовании государственного порядка».
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
В результате выборов в Первую Государственную Думу были избраны 490 депутатов.
Наибольшее число депутатских мандатов получили представите-ли конституционно-демократи-ческой партии (партии кадетов, называвших себя также партией Народной свободы).
И хотя кадеты не имели абсолютного большинства в Первой Думе, в целом именно они задавали тон всей её работе.
Количество депутатов в I Государственной думе
Второй по численности и влиянию фракцией была Трудовая группа (трудовики) (97-110 человек), в которую входило значительное число депутатов-крестьян.
Депутаты-рабочие (13-18 человек) объединились во фракцию социал-демократов (меньшевиков).
Представители национальных окраин Российской империи (белорусы, украинцы, поляки, латыши, литовцы, эстонцы, некоторые депутаты-казаки и депутаты-мусульмане) объединились в Группу автономистов, численность которой достигала свыше 100 человек.
Наконец, в составе Первой Государственной Думы присутствова-ли 105 беспартийных депутатов.
Количество депутатов в I Государственной думе
Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета.
Зимний дворец. 27 апреля 1906 г.
Фотограф К.Е. фон Ганн.
С.А. Муромцев
Таврический дворец
Депутаты Государственной думы от Самарской губернии (1906 г.)
И.Л. Горемыкин
Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906 г.
Столыпин
Пётр Аркадьевич
Непримиримость позиций царя и его правительства и позиций большинства Думы, а также провал попыток умеренных представителей правящих кругов договориться с думскими лидерами об их участии в составе правительства привели к тому, что 8 июля 1906 г. царским указом Первая Государственная Дума, просуществовав всего 73 дня, была распущена.
Одновременно был удалён в отставку премьер И.Л. Горемыкин, и на его место Николай II назначил П.А. Столыпина.
Конституционное совещание было созвано в Москве летом 1993 г.
На его заседаниях в обсуждении проекта Конститу-ции Российской Федерации приняли участие ведущие право-веды, государственные деятели, лидеры ряда политических партий, возникших в нашей стране в начале 1990-х гг.
Первое пленарное заседание Конституционного совещания. Москва, Кремль, 5 июня 1993 г.
Б.Н. Ельцин
Бюллетени для голосования на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. по принятию Конституции РФ
Одно из первых изданий Конституции РФ
В этой же статье Конституции парламент провозглашён как представительный и законодательный орган РФ. Эта конституционная норма четко обозначила место нового российского парламента в системе разделения властей и обеспечила ему надежную правовую основу.
Административное здание на ул. Большая Дмитровка, где с 1994 г. размещается Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Административное здание на ул. Охотный ряд, где с 1994 г. размещается Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Административное здание на Краснопресненской набереж-ной в Москве, где с 1994 г. размещается Правительство РФ
Здание в Санкт-Петербурге,
где с 2008 г. размещается Конституционный Суд РФ
Фасад Государственной Думы с Государственным гербом РФ
Не менее крупным достижением Конституции 1993 г. в создании правовых основ современного парламентаризма явилось закрепление в ней принципа разделения властей как одного из основополагающих конституционных принципов.
Он обрёл вполне определённое воплощение именно в Конституции 1993 г., статья 10 которой гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осу-ществляется на основе раз-деления на законодатель-ную, исполнительную и су-дебную. Органы законода-тельной, исполнительной и судебной власти самостоя-тельны".
Принципиально важным является определение Консти-туцией парламента как одного из органов государственной власти.
Статья 11 устанавливает: "Государственную власть в Российской Федерации осу-ществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ".
Тем самым Конституция чётко и недвусмысленно наделяет статусом органа государственной власти не одну палату Федерального Собрания - Государственную Думу или Совет Федерации, а Федеральное Собрание в целом.
В Конституции РФ отсутствует разделение палат Федерального Собрания на нижнюю и верхнюю, что вполне закономерно, поскольку у каждой палаты имеются свои важные прерогативы. В то же время в законотворческом процессе Конституция отводит ведущую роль именно Государственной Думе.
Высшие органы государственной власти и управления РФ
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть