Слайд 1
Холокост: трагедия европейского еврейства
Слайд 2СЛОВА ПАСТОРА МАРТИНА НИМЕЛЛЕРА, УЗНИКА ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ
…Сначала они пришли за евреями.
Я
молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами.
Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками.
Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной.
Не осталось ни кого, кто мог бы помочь мне.
Слайд 3Холокост –
«всесожжение»
- систематическое преследование и истребление нацистами миллионов жертв
нацизма: евреев, цыган, славян - которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Слайд 4НЕНАВИСТЬ ГИТЛЕРА К ЕВРЕЯМ:
1. Нечистоплотность и неопрятность.
2. Моральная грязь.
3. Раздвоение
личности.
4. Изворотливый и богатый ум.
5. Ростовщичество.
6. В жилах отца фюрера текла еврейская кровь.
7. Мать фюрера погибла от рук неквалифицированного врача с еврейским происхождением.
8. Он провалил экзамен в художественной школе из-за негативного отношения к нему учителя с еврейскими корнями.
9.В своем труде "Моя борьба" Гитлер подробно разъяснил свою теорию о превосходстве именно немцев, которых он именует арийцами.
Слайд 5
После прихода к власти нацистов в Германии началась антиеврейская кампания. Она
выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев — педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.
Слайд 6После массового еврейского погрома 1938 года — погрома, произошедшего в ночь
на 10 ноября и известного под названием "Хрустальная ночь" (из-за множества осколков стекол, усеявших улицы) около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концентрационные лагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок.
Слайд 7Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября
1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов.
Бабий яр
Слайд 8НЕМЕЦКИЕ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ И ЛАГЕРЯ СМЕРТИ
1939 – 1945 ГГ. В
ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ
РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
Слайд 9В 1941-1942 годах были созданы несколько концлагерей. Самые известные из них:
Освенцим ,
Бухенвальд,
Маутхаузен,
Штутгоф,
Равенсбрюк,
Майданек,
Треблинка,
Собибор
Белжец
Дахау
– это были крупнейшие нацистские лагеря массового уничтожения.
Слайд 10ОСВЕНЦИМ – ЛАГЕРЬ СМЕРТИ
Ворота лагеря с надписью
«Труд
освобождает»
Слайд 11 Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска на
немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным, что, конечно, было ложью. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть.
Попасть на территорию лагеря для заключенный мог только через эти ворота.
Слайд 12На фото видны протезы, оставшиеся от инвалидов. Всех больных, слабых, старых,
беременных, маленьких детей убивали сразу по прибытию в лагерь.
Слайд 13 Всех убитых в газовых камерах сжигали в крематории,
который работал круглосуточно. Одно тело сгорало в печи, работающей на коксовом угле за 30-40 минут, таким образом, в день пропускная способность крематория равнялась 360 сожженным трупам.
Слайд 14Карцер был размером 90 на 90 сантиметров, на фото видны три
карцера, стена разобрана специально. Залезть в него можно было только на четвереньках. В одну камеру карцера помещали по 4 человека.
За любую провинность заключенный помещался в карцер. Например, если арестант подбирал окурок, который бросил эсэсовец, то он должен был сутки простоять в карцере.
Слайд 15МЕДИЦИНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Заключенных подвергали:
Заражению вирусами
Голоду
Переохлаждению
Обезвоживанию
Гипоксии
Слайд 16В Освенциме было уничтожено более 1 миллиона евреев, около 75 тысяч
поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных и 15 тысяч представителей других национальностей.
Слайд 1727 января 1945 г. солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима.
В
2005 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста.
Слайд 18ИРЕНА СЕНДЛЕР
ИЛИ ИРЕНА СЕНДЛЕРОВА
Польская
активистка
Движения
Сопротивления,
спасшая 2 500
еврейских детей из
Варшавского гетто.
Слайд 19ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА
Медаль Праведника мира
Праведники народов мира - это, те, кто
спасал евреев во время Холокоста, рискуя при этом собственной жизнью.
В настоящее время Праведниками мира признано около 15 тысяч человек.
Слайд 20ЯНУШ КОРЧАК
Польский педагог, отказавшийся от предложенной свободы и предпочёл остаться с
детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Слайд 21ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХОЛОКОСТА
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению
60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;
Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами, а также советскими карательными органами);
Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (лагеря смерти и т. д.).
Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста.
Слайд 22МЕСТЬ ЗА ХОЛОКОСТ
Абба Ковнер создал группу «Нокмим» в составе 50 человек. В
1946 г. планировалось отравить водопроводы, в результате чего в этих городах должно было погибнуть шесть миллионов немцев.
План отравления водопроводов был сорван британской военной полицией, арестовавшей Ковнера при перевозке яда. Оставшиеся на свободе члены группы перешли к запасному плану — отравление немецких военнопленных, заключённых в тюрьме Нюрнберга и Дахау, мышьяком в хлебе.
В результате этого теракта 2283 немецких военнопленных были отравлены и заболели, но достоверных данных о числе погибших нет: экспертная оценка — 300-400 человек.
Слайд 23ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ХОЛОКОСТ?
Холокост – это смерть. Смерть людей в
огромном количестве, смерть просто за другую национальность.
Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным.
Тема Холокоста – не только еврейская тема. Это тема всемирная. Человечество должно извлечь уроки из этой истории, чтобы она никогда не повторялась. Ни с одним народом!
Слайд 26И. БАУЭР
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были
жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".
Слайд 27
«Дневник Анны Франк» - записи на нидерландском языке, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 12
июня 1942 г. по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала — «Убежище».
Запись 19 ноября 1942:
Слайд 28
Анна Франк умерла от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши 12 марта
1945 года, через несколько дней после освобождения. Из восьмерых обитателей убежища Холокост пережил только отец Анны, который и опубликовал дневник своей дочери в 1947 году
Слайд 29«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем
авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Слайд 30ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Найти информацию о людях, которые спасали евреев в годы
войны.
2. Эссе учащихся – по фильму «Список Шиндлера»
«Мальчик в полосатой пижаме»
или по высказыванию М.Я. Гефтера: «Никогда не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда против всех».