Презентация, доклад к интегрированному уроку Свеча бы не угасла (6 класс)

Содержание

Эпиграф урока: «...вновь воскресли для сердца святыни чудотворных старинных икон... я хочу любоваться Россией, где Любовью народ окрылен!» Светлана Магнитская 

Слайд 1Интегрированный урок изобразительного искусства и истории. 6 класс «Свеча бы не угасла…»
Козина

Наталья Алексеевна,
учитель истории
Неводова Ольга Александровна, учитель ИЗО
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»
город Череповец, Вологодская область

Авторы презентации:

Интегрированный урок изобразительного искусства и истории. 6 класс «Свеча бы не угасла…»Козина Наталья Алексеевна, учитель историиНеводова Ольга

Слайд 2 Эпиграф урока: «...вновь воскресли для сердца святыни чудотворных старинных икон... я хочу

любоваться Россией, где Любовью народ окрылен!» Светлана Магнитская 
Эпиграф урока: «...вновь воскресли для сердца святыни чудотворных старинных икон...

Слайд 3Таблица «Выдающиеся иконописцы Руси 14 -15 веков»

Таблица «Выдающиеся иконописцы Руси 14 -15 веков»

Слайд 4Разделите произведения искусства на две группы: «Иконы» и «Картины»
1
2
4
3
5
6
7
8

Разделите произведения искусства на две группы: «Иконы» и «Картины» 12435678

Слайд 5ИКОНА – слово греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ»,

«изображение»
ИКОНА – слово греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ», «изображение»

Слайд 6Нимб – знак Божьей благодати

Нимб – знак Божьей благодати

Слайд 7Свет – одно из имен Бога, свет на иконе означает добро

и любовь.
Свет – одно из имен Бога,  свет на иконе означает  добро и любовь.

Слайд 8Иконы в православном храме

Иконы в православном храме

Слайд 9На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека:

к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту от тягот жизни, от врагов.

Юрий Сергеев «Молитва»

На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека:  к ней обращались его надежды,

Слайд 10Иконописные изображения известны на Руси с X века.
За 11 веков существования русская икона

прошла большой путь развития.
Появились выдающиеся иконописцы, сложились иконописные школы.
Иконописные изображения известны на Руси с X века.За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития.Появились

Слайд 11В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь из

Византии.

Дмитрий Солунский. Мозаика из Михайловского собора в Киеве.

Выполняли мозаичные работы в Киевской Руси византийские мастера.

В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь

Слайд 12Первые иконы на досках появились на Руси также из Византии.
Ангел «Златые власы». Конец XII века.

Первые иконы на досках появились на Руси также из Византии.Ангел «Златые власы». Конец XII века.

Слайд 13Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская», выполненная в Константинополе.
Богоматерь Владимирская. Начало XII века.

Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская», выполненная в Константинополе.Богоматерь Владимирская. Начало XII века.

Слайд 14Икона настолько созвучна русскому идеалу материнской любви и защиты, что из Киева ее тайно вывезли во Владимир, а

затем торжественно перенесли в Москву для защиты земли русской.
Икона настолько созвучна русскому идеалу материнской любви и защиты, что из Киева ее тайно вывезли во Владимир,

Слайд 15Иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери

Слайд 16Молящаяся «Панагия»
Иконы этого типа
называются "Оранта"
(греч. "молящаяся")
и "Панагия"
(греч.

«всесвятая"),
Панаги́я (греч. Παναγία — пресвятая)

Молящаяся «Панагия»Иконы этого типа называются

Слайд 17Знамение
На Русской земле этот образ получил именование "Знамение». В православном храме

изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
ЗнамениеНа Русской земле этот образ получил именование

Слайд 18Путеводительница «Одигитрия»
Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница. Один из наиболее

распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем
Путеводительница «Одигитрия»Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница. Один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем

Слайд 19Путеводительница
Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный -

это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

ПутеводительницаБогородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этой

Слайд 20На Руси из икон этого типа наиболее известны
Тихвинская
Смоленская
Иверская

На Руси из икон этого типа наиболее известны ТихвинскаяСмоленскаяИверская

Слайд 21Умиление «Елеуса»

Елеу́са (греч. Ελεούσα -
милующая от έλεος -
сострадание, сочувствие),
один

из основных типов изображения
Божией Матери в русской иконописи.

Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Умиление «Елеуса»Елеу́са (греч. Ελεούσα -милующая от έλεος - сострадание, сочувствие), один из основных типов изображения Божией Матери

Слайд 22Определи тип иконы

Определи тип иконы

Слайд 23В конце XIV века наступает расцвет
древнерусского искусства. Не случайно многие исследователи


называют конец XIV века –
начало XV века «русским возрождением».

Именно тогда в историю
Иконописи входят имена

Андрея Рублева.

Феофана Грека,

Дионисия,

В конце XIV века наступает расцвет древнерусского искусства. Не случайно многие исследователи называют конец XIV века –начало

Слайд 24Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.
Феофан Грек. Илья Пророк. 1378.

Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.Феофан Грек. Илья Пророк. 1378.

Слайд 25У Феофана Грека образы словно очеловечиваются, становясь близкими молящемуся.
Феофан Грек. Христос. 1405.

У Феофана Грека образы словно очеловечиваются, становясь близкими молящемуся.Феофан Грек. Христос. 1405.

Слайд 26С особой силой проявляется мастерство иконописца в тонкой
проработке ликов святых.
Феофан Грек. Богородица. 1405.

С особой силой проявляется мастерство иконописца в тонкой проработке ликов святых.Феофан Грек. Богородица. 1405.

Слайд 27В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля работали

тогда лучшие иконописцы. Одним из них был мастер Дионисий.

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482.

В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля работали тогда лучшие

Слайд 28По точности рисунка и изяществу линий Дионисий был тогда одним из первых иконописцев Руси.
Дионисий. Распятие. Ок. 1500.

По точности рисунка и изяществу линий Дионисий был тогда одним из первых иконописцев Руси.Дионисий. Распятие. Ок. 1500.

Слайд 29В XV веке первое место среди русских иконописцев занимает Андрей Рублев.
Андрей Рублев. Преображение. 1405.

В XV веке первое место среди русских иконописцев занимает Андрей Рублев.Андрей Рублев. Преображение. 1405.

Слайд 30В 1408 году он вместе с
Даниилом Черным расписывает Успенский собор Владимирского кремля.
Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова ангела.


1408.
В 1408 году он вместе сДаниилом Черным расписывает Успенский собор Владимирского кремля.Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова

Слайд 31Образы его обладают необычайной силой, проявляющейся как в точности линий, так и в насыщенности красок.
Андрей Рублев. Спас в силах.
1400-10.

Образы его обладают необычайной силой, проявляющейся как в точности линий, так и в насыщенности красок.Андрей Рублев. Спас

Слайд 32Техническая точность работ Андрея Рублева всегда передает глубокий символический смысл.
Андрей Рублев. Троица. 1422-27.

Техническая точность работ Андрея Рублева всегда передает глубокий символический смысл.Андрей Рублев. Троица. 1422-27.

Слайд 33Алтарь (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь отосновной части православного храма.
Схема пятиярусного иконостаса: 
1 – царские врата; 
2 – местный ряд; 
3 – деисусный чин; 
4 –праздничный чин; 
5 – пророческий чин; 
6 – праотеческий чин

Алтарь (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь отосновной части православного храма.Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин; 4 –праздничный чин; 5 – пророческий чин; 6 – праотеческий чин

Слайд 34Структура алтаря православного храма

Структура алтаря православного храма

Слайд 35Виталий Патров. Феофан Грек. 2006

Виталий Патров. Феофан Грек. 2006

Слайд 36Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в

истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.


Феофан ГрекЭто один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь

Слайд 37
Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль

в пробуждении русского художественного гения.
Этому гениальному

Слайд 38На Русь Феофан Грек прибыл примерно в возрасте 35-40  лет вместе

с  митрополитом 
Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано  сорок   
каменных  церквей.
Феофан Грек поселился в  Новгороде в 1370-ом году.
В 1378-ом  он начал работу  над росписью  церкви  Спаса Преображения  на Ильине улице Спас Ярое Око

Спас Ярое око

На Русь Феофан Грек прибыл примерно в возрасте 35-40  лет вместе с  митрополитом Киприаном. К этому времени Феофаном

Слайд 39
Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя

Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.
Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее

Слайд 40Богоматерь Донская
У Феофана Богоматерь одухотворённая и земная.
И чувства

её другие – нежность и любовь.
Темно-вишнёвая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой.
Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов
Богоматерь Донская У Феофана Богоматерь одухотворённая и земная.  И чувства её другие – нежность и любовь.Темно-вишнёвая

Слайд 41В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий

русский иконописец –
Андрей Рублёв

Андрей Рублёв

В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий русский иконописец – Андрей РублёвАндрей Рублёв

Слайд 42 Рублёв создал новое искусство, одухотворённое, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее.

Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.
Рублёв создал новое искусство, одухотворённое, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее.   Мастеру удалось наполнить традиционные образы

Слайд 43 Рублёв пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает

на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи.
Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые.
Рублёв пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой

Слайд 44 Самое ценное в изображении святых на иконах - их

лики, а на ликах - глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые - они подлинное зеркало души святого.
Самое ценное в изображении святых на иконах - их лики, а на ликах - глаза.

Слайд 45 Икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными

глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молиться.
Икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными    глазами ангела. Они наполнены

Слайд 46 Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал

спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.
Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными

Слайд 47«Троица»
Андрей Рублёв впервые изобразил Святую Троицу в виде

трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.
«Троица»   Андрей Рублёв впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих

Слайд 48Узнай автора иконы
1.
2.
3.

Узнай автора иконы1.2.3.

Слайд 49Соотнеси икону и автора
Феофан Грек



Дионисий

1. 1.

Андрей Рублев
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Соотнеси икону и автора Феофан ГрекДионисий1. 1.Андрей Рублев1.2.3.4.5.6.

Слайд 501 вариант
1.Соедините стрелками имена современников:
Феофан Грек

Иван 3
Андрей Рублев Дмитрий Донской
Дионисий Василий 1
Епифаний Премудрый
Василий 2
2.Закончите предложения:
Перегородка с рядом икон и царскими вратами ………………………..
Часть храма, для совершения священнодействий, отделенная от верующих иконостасом ………………………………
За столом на иконе «Святая Троица» изображены три ……………..
Икона Богоматери, где дева Мария указывает свободной рукой на младенца Христа ……………
Век расцвета русской иконописи ……………..
3.Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
 
 

1 вариант 1.Соедините стрелками имена современников:Феофан Грек

Слайд 512 вариант
1.Соедините стрелками имя автора и произведение
Феофан Грек

«Святая Троица»
Андрей Рублев фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря «Распятие Христа»
Дионисий «Спас Пантократор»
Иконостас Благовещенского собор
«Митрополит Алексий» (житийная икона)
2.Закончите предложения:
Главные художественно оформленные двери в Иконостасе …………………..
Автор «Святой Троицы» ……………………………..
Изображение Богоматери в полный рост с поднятыми руками ………………..
На греческом изображение – это …………………
Великий иконописец знатного происхождения, автор иконы «Митрополит Алексий» и фресок Ферапонтова монастыря………………
3.Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
 

2 вариант 1.Соедините стрелками имя автора и произведениеФеофан Грек

Слайд 52Итоговая рефлексия урока
Изображение святых называется _________
На иконах изображались

__________
Знаком святости был __________
Иконы учили человека __________
Золотой фон иконы назывался _________
Икона создавала настроение _________
Главное в иконах _____ и ____
Иконы помогают нам ___________
Итоговая рефлексия урокаИзображение святых называется _________На иконах изображались         __________Знаком

Слайд 53Варианты творческих работ обучающихся (изображение ангела, написание синквейнов)

Варианты творческих работ обучающихся (изображение ангела, написание синквейнов)

Слайд 54Цветовая гамма икон Дионисия

Цветовая гамма икон Дионисия

Слайд 55Используемые источники:
http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=3021
http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00000009.jpg
http://www.cirota.ru/forum/images/37/37928.jpeg
http://www.idrp.ru/buy/content/products/3982/img/tihvinskaya-1000.jpg
http://vvedenskiy.org/wp-content/gallery/bogorodica_derzhavnie/bogorodica_derzhavnaya%20(19).jpg
http://www.ikonu.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.iconhttp://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=45064&fullview=1&order=asc&user_id=6624&show_all=1-favor.ru/
http://www.pravmir.ru/
http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses10521240.html
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=60902&order=desc&fullview=&pg=18
http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/sunny-fanny.6b/0_439e8_289b8225_-1- XL.jpg
http://atua.livejournal.com/147633.htm

Используемые источники:http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=3021 http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00000009.jpghttp://www.cirota.ru/forum/images/37/37928.jpeghttp://www.idrp.ru/buy/content/products/3982/img/tihvinskaya-1000.jpghttp://vvedenskiy.org/wp-content/gallery/bogorodica_derzhavnie/bogorodica_derzhavnaya%20(19).jpghttp://www.ikonu.ru/http://ru.wikipedia.org/http://www.iconhttp://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=45064&fullview=1&order=asc&user_id=6624&show_all=1-favor.ru/http://www.pravmir.ru/ http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses10521240.htmlhttp://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=60902&order=desc&fullview=&pg=18 http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/sunny-fanny.6b/0_439e8_289b8225_-1- XL.jpghttp://atua.livejournal.com/147633.htm

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть