Слайд 1Интегрированный урок изобразительного искусства и истории. 6 класс
«Свеча бы не угасла…»
Козина
Наталья Алексеевна,
учитель истории
Неводова Ольга Александровна, учитель ИЗО
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»
город Череповец, Вологодская область
Авторы презентации:
Слайд 2
Эпиграф урока:
«...вновь воскресли для сердца святыни
чудотворных старинных икон...
я хочу
любоваться Россией,
где Любовью народ окрылен!»
Светлана Магнитская
Слайд 3Таблица «Выдающиеся иконописцы Руси 14 -15 веков»
Слайд 4Разделите произведения искусства на две группы: «Иконы» и «Картины»
1
2
4
3
5
6
7
8
Слайд 5ИКОНА – слово греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ»,
«изображение»
Слайд 6Нимб – знак Божьей благодати
Слайд 7Свет – одно из имен Бога,
свет на иконе означает
добро
и любовь.
Слайд 9На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека:
к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту
от тягот жизни, от врагов.
Юрий Сергеев «Молитва»
Слайд 10Иконописные изображения
известны на Руси с X века.
За 11 веков существования
русская икона
прошла
большой путь развития.
Появились выдающиеся иконописцы,
сложились иконописные школы.
Слайд 11В X – XII веках
иконописные образы
выполнялись
преимущественно
в технике мозаики,
которая пришла
в Киевскую Русь
из
Византии.
Дмитрий Солунский.
Мозаика из Михайловского
собора в Киеве.
Выполняли
мозаичные работы
в Киевской Руси
византийские
мастера.
Слайд 12Первые
иконы на досках
появились на Руси
также из Византии.
Ангел «Златые власы».
Конец XII века.
Слайд 13Самой известной
византийской иконой
на Руси является
«Богоматерь
Владимирская»,
выполненная
в Константинополе.
Богоматерь Владимирская.
Начало XII века.
Слайд 14Икона настолько
созвучна русскому
идеалу материнской
любви и защиты,
что из Киева ее
тайно вывезли
во Владимир,
а
затем торжественно
перенесли в Москву
для защиты земли
русской.
Слайд 16Молящаяся «Панагия»
Иконы этого типа
называются "Оранта"
(греч. "молящаяся")
и "Панагия"
(греч.
«всесвятая"),
Панаги́я (греч. Παναγία — пресвятая)
Слайд 17Знамение
На Русской земле этот образ получил именование "Знамение». В православном храме
изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Слайд 18Путеводительница «Одигитрия»
Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница. Один из наиболее
распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем
Слайд 19Путеводительница
Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный -
это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.
Слайд 20На Руси из икон этого типа наиболее известны
Тихвинская
Смоленская
Иверская
Слайд 21Умиление «Елеуса»
Елеу́са (греч. Ελεούσα -
милующая от έλεος -
сострадание, сочувствие),
один
из основных типов изображения
Божией Матери в русской иконописи.
Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
Слайд 23В конце XIV века наступает расцвет
древнерусского искусства.
Не случайно многие исследователи
называют конец XIV века –
начало XV века
«русским возрождением».
Именно тогда в историю
Иконописи входят имена
Андрея Рублева.
Феофана Грека,
Дионисия,
Слайд 24Византийский мастер
Феофан, прозванный
Греком, создал
в новгородских
церквях целую
галерею
монументальных
образов.
Феофан Грек.
Илья Пророк. 1378.
Слайд 25У Феофана Грека
образы словно
очеловечиваются,
становясь близкими
молящемуся.
Феофан Грек.
Христос. 1405.
Слайд 26С особой силой
проявляется
мастерство
иконописца
в тонкой
проработке
ликов святых.
Феофан Грек.
Богородица. 1405.
Слайд 27В XV веке первенство
среди русских городов
перешло к Москве.
В соборах Московского
Кремля работали
тогда
лучшие иконописцы.
Одним из них был
мастер Дионисий.
Дионисий.
Богоматерь
Одигитрия. 1482.
Слайд 28По точности
рисунка и изяществу
линий Дионисий
был тогда
одним из первых
иконописцев Руси.
Дионисий.
Распятие. Ок. 1500.
Слайд 29В XV веке
первое место
среди русских
иконописцев
занимает
Андрей Рублев.
Андрей Рублев.
Преображение. 1405.
Слайд 30В 1408 году он
вместе с
Даниилом Черным
расписывает
Успенский собор
Владимирского
кремля.
Даниил Черный и
Андрей Рублев.
Голова ангела.
1408.
Слайд 31Образы его
обладают
необычайной
силой,
проявляющейся
как в точности
линий, так и
в насыщенности
красок.
Андрей Рублев.
Спас в силах.
1400-10.
Слайд 32Техническая
точность работ
Андрея Рублева
всегда передает
глубокий
символический
смысл.
Андрей Рублев.
Троица. 1422-27.
Слайд 33Алтарь (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь отосновной части православного храма.
Схема пятиярусного иконостаса:
1 – царские врата;
2 – местный ряд;
3 – деисусный чин;
4 –праздничный чин;
5 – пророческий чин;
6 – праотеческий чин
Слайд 34Структура алтаря православного храма
Слайд 35Виталий Патров. Феофан Грек. 2006
Слайд 36Феофан Грек
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в
истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.
Слайд 37
Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль
в пробуждении русского художественного гения.
Слайд 38На Русь Феофан Грек прибыл примерно в возрасте 35-40 лет вместе
с митрополитом
Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано сорок
каменных церквей.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370-ом году.
В 1378-ом он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице Спас Ярое Око
Спас Ярое око
Слайд 39
Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя
Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.
Слайд 40Богоматерь Донская
У Феофана Богоматерь одухотворённая и земная.
И чувства
её другие – нежность и любовь.
Темно-вишнёвая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой.
Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов
Слайд 41В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий
русский иконописец –
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв
Слайд 42 Рублёв создал новое искусство, одухотворённое, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее.
Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.
Слайд 43 Рублёв пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает
на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи.
Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые.
Слайд 44 Самое ценное в изображении святых на иконах - их
лики, а на ликах - глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые - они подлинное зеркало души святого.
Слайд 45 Икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными
глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молиться.
Слайд 46 Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал
спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.
Слайд 47«Троица»
Андрей Рублёв впервые изобразил Святую Троицу в виде
трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.
Слайд 49Соотнеси икону и автора
Феофан Грек
Дионисий
1. 1.
Андрей Рублев
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Слайд 501 вариант
1.Соедините стрелками имена современников:
Феофан Грек
Иван 3
Андрей Рублев Дмитрий Донской
Дионисий Василий 1
Епифаний Премудрый
Василий 2
2.Закончите предложения:
Перегородка с рядом икон и царскими вратами ………………………..
Часть храма, для совершения священнодействий, отделенная от верующих иконостасом ………………………………
За столом на иконе «Святая Троица» изображены три ……………..
Икона Богоматери, где дева Мария указывает свободной рукой на младенца Христа ……………
Век расцвета русской иконописи ……………..
3.Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
Слайд 512 вариант
1.Соедините стрелками имя автора и произведение
Феофан Грек
«Святая Троица»
Андрей Рублев фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря «Распятие Христа»
Дионисий «Спас Пантократор»
Иконостас Благовещенского собор
«Митрополит Алексий» (житийная икона)
2.Закончите предложения:
Главные художественно оформленные двери в Иконостасе …………………..
Автор «Святой Троицы» ……………………………..
Изображение Богоматери в полный рост с поднятыми руками ………………..
На греческом изображение – это …………………
Великий иконописец знатного происхождения, автор иконы «Митрополит Алексий» и фресок Ферапонтова монастыря………………
3.Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
Слайд 52Итоговая рефлексия урока
Изображение святых называется _________
На иконах изображались
__________
Знаком святости был __________
Иконы учили человека __________
Золотой фон иконы назывался _________
Икона создавала настроение _________
Главное в иконах _____ и ____
Иконы помогают нам ___________
Слайд 53Варианты творческих работ обучающихся (изображение ангела, написание синквейнов)
Слайд 55Используемые источники:
http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=3021
http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00000009.jpg
http://www.cirota.ru/forum/images/37/37928.jpeg
http://www.idrp.ru/buy/content/products/3982/img/tihvinskaya-1000.jpg
http://vvedenskiy.org/wp-content/gallery/bogorodica_derzhavnie/bogorodica_derzhavnaya%20(19).jpg
http://www.ikonu.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.iconhttp://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=45064&fullview=1&order=asc&user_id=6624&show_all=1-favor.ru/
http://www.pravmir.ru/
http://www.lomonosov.org/friend-esses/fourfriend-esses10521240.html
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=60902&order=desc&fullview=&pg=18
http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/sunny-fanny.6b/0_439e8_289b8225_-1- XL.jpg
http://atua.livejournal.com/147633.htm