Слайд 1
Художественная культура России
II половины XVIII века
Слайд 2Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…
А.Н.Радищев
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.
А.С.Пушкин
Слайд 3Особенности развития художественной культуры:
Синтез национального своеобразия и европейских тенденций;
Повышенный интерес к
литературе;
Развитие русского театра;
Развитие коллекционирования картин, фарфора, книг;
Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры.
Слайд 4Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был
обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
Слайд 5Понятие о классицизме
Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе
XVII – XVIII веков.
Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Слайд 6Жанры
Высокие
Средние
Низкие
трагедия
ода
эпопея
трагедия
ода
эпопея
комедия
басня
сатира
Слайд 7Принцип «трёх единств»
Время –
1 день
Действие –
1 конфликт
Место –
Слайд 8Национальные особенности русского классицизма
Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны.
Интерес к
фольклору.
Развитие сатирического направления.
Перенесение акцента с идей абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма.
Слайд 9Феофан Прокопович
(1681-1736)
Церковный и политический деятель, писатель. В «Риторике» он, вслед за
европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий», «средний», «низкий».
Слайд 10Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1768 )
Поэт В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и
стихосложения. Она была построена на акцентной системе русского языка. Для коротких стихов он сохранил силлабику. Силлаботорическую систему стиха он предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Его реформа была завершена М.В. Ломоносовым.
Слайд 11Антиох Кантемир
(1708-1744)
В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды,
басни, эпиграммы этого русского поэта и просветителя. Не всё в поэзии Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом.
Слайд 12Михаил Васильевич Ломоносов
Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще
в Германии Письмо о правилах российского стихотворства. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб . Основоположник русской торжественной и философской оды.
Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Автор теории «трёх штилей».
(1711-1765)
Слайд 13Гавриил Романович Державин
(1743-1816)
Поэт, драматург, переводчик. Державин Г.Р. развивает традиции русского
классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Главным объектом его поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Основным жанром его произведений была ода.
Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Слайд 14Иван Андреевич Крылов (1768-1844)
Русский писатель, баснописец, журналист,, академик Петербургской Академии
Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Слайд 15Сентиментали́зм - литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления,
делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Слайд 16Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Основоположник русского сентиментализма, автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня"
и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".
Слайд 17Архитектура
Архитектурные стили II половины XVIII века
Барокко
Обилие колонн;
Пышность убранства;
Обилие лепных украшений.
Классицизм
Строгие колонны;
Античные
мотивы в убранстве;
Сочетание белого, желтого и голубого цветов.
Слайд 18Барокко – это направление в искусстве отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием
и сложностью форм и рисунков
Самой крупной фигурой архитектуры барокко в России был В.В. Растрелли
Слайд 21Известными представителями классицизма в архитектуре были:
Василий Иванович Баженов, по проекту которого
построен Дом Пашкова в Москве;
Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге.
Слайд 23Таврический дворец в Санкт-Петербурге
Слайд 24Живопись
Портретная живопись
Бытовые темы
Пейзажи
Исторический жанр
Слайд 25Портретная живопись
А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.
Слайд 26Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763
Слайд 27Исторический жанр
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Слайд 29Бытовые темы
И.П. Аргунова портрет крестьянки
Слайд 30Скульптура
Во второй половине XVIIIв. в скульптуре сформировались 2 направления светского жанра
Романтическое
Классицизм
Ф.
И. Шубин – создал галерею скульптурных портретов:
полное сходство портрета с моделью;
показаны индивидуальные черты и характер человека
Слайд 31Основоположником традиций русской скульптуры был
Федот Иванович Шубин
Павел
Слайд 33«Медный всадник», созданный мастером
Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге
Слайд 34Русский театр
Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича
Волкова, который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге.
Кроме императорских театров были частные, в которых играли крепостные актеры.В театре графа Шереметева играла крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова.