Слайд 1Изучение дьяковской культуры
Слайд 2Актуальность темы
До настоящего времени дьяковская культура до конца не изучена.
Памятники
дьяковской культуры иучаются уже свыше 100 лет. Накопилось множество важной информации.
Многие ключевые моменты изучены, однако множество интересных аспектов и нюансов по-прежнему остаются малоизученными.
Существующие данные до сих пор не были обобщены и систематизированы.
Известно, что в некоторых регионах находится большое количество неизученных источников и материалов. В большинстве случаев это связано с тем, что в некоторые отдаленные регионы в последние годы практически не организовывались экспедиции.
Слайд 3Основные сведения
Дьяковская культура в первую очередь связана с эпохой раннего железа.
Распространена эта культура была в Волго-Окском междуречье. Этот период считается одним из наиболее интересных периодов в истории края.
Дьяковская культура существенным образом повлияла на формирование древнерусского населения. Также они повлияли на формирование культуры славян, которая стала ядром всей великорусской нации.
Установлено, что наиболее изученными были вопросы сетчатой керамики.
Недостаточно изучен вопрос определения хронологической границы этой культуры.
Слайд 4Методологическая база и хронологические рамки
Хронологические рамки исследования. Основной этап включал период
до 1945 года. На втором этапе исследовался период с 1945 по настоящее время (по 2017 год).
В работе были использованы следующие методы:
Теоретические, включающие в себя изучение методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические, которые включают в себя изучение и обобщение исследований, произведенных по данной теме.
Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, сравнительный и другие.
Слайд 5 Объектом исследования является история изучения дьяковской культуры.
Предметом – развитие представлений о
дьяковской культуре.
Целью работы является выявление основных тенденций в эволюции представлений о племенах дьяковской культуры.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Подробно изучить начальный этап изучения дьяковской культуры;
рассмотреть историю изучения памятников коломенской группы;
изучить топографию и систему расположения поселений;
дать характеристику вещевому комплексу поселений коломенской группы, а также постройкам и жилищам;
выявить хронологию и датировку городищ коломенской группы
обозначить границу между дьяковской и городецкой культурами.
Слайд 6Источниковедческая база
Источниковедческая база. Результаты исследования и работы археологов:
материалы Городищенского городища
материалы
Ростиславля
результаты споро-пыльцевого и радиокарбонного анализа.
Также использовались архив Талицкого - Введенской, часть материалов из раскопок Н.П. Милонова, сборы К.Я. Виноградова и др. Была использована также и часть материалов М.В. Талицкого из архива ИА РАН, материалы с Ростиславльского городища из раскопок В.Ю. Коваля, материалы Мячковского (Настасьинского) городища.
Слайд 7Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в
ней обобщены все имеющиеся у нас сведения о поселениях нижнего течения р. Москвы, среднего течения Оки и мелких притоков: рр. Велегушки, Вельи, Северки, Коломенки, Осетра, и других.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории в средних и высших образовательных учебных заведениях. Возможно использование результатов данной дипломной работы при изучении вопросов, связанных с археологией.
Слайд 8Результаты изучения дьяковской культуры в XIX – XX вв.
В первой четверти
XIX века были обнаружены первые укрепленные поселения на территории Волжского Поволжья.
Основные исследователи, которые занимались исследованием этого вопроса, были такие историки, как Зориан Яковлевич Доленго-Ходаковский и Константин Федорович Калайдович.
Большой интерес представляют труды З.Я Ходаковского, который утверждает, что необходимо организовать экспедицию с целью исследования открытых городищ.
Впервые экспедиция была организована Адамом Чарноцким, он же З.Я. Ходаковский. Целью такой экспедиции было исследование остатков дьяковской и другой городковой культуры.
С тех пор, как впервые были обнаружены городища, развернулись многочисленные дискуссии, которые касались обнаружения городищ и их роли в истории, в образовании и повышении уровня знаний школьников, учащихся.
В качестве оппонента выступал К.Ф. Калайдович. При этом было известно, что в своих «Письмах к А.Ф. Малиновскому «доказывал, что «городки» являются остатками укрепленных славянских поселений. Он собрал относительно немного сведений, касающихся исследования древних поселений. Однако так же, как и Ходаковский, он был ближе всего к пониманию истины и всех тайн, касающихся древних городищ.
И.Е. Забелин сблизил обе точки зрения - по его мнению, городища были укрепленными поселками, которые могли являться еще и религиозными центрами. Разумеется, все городища, по-прежнему, считались славянскими.
Таким образом, оба исследователя провели огромную работу по сбору первичных сведений, по-своему интерпретируя ее результаты, однако маловероятно, что ими велись какие-то раскопки. В XIX в. издается немало путеводителей, авторы которых описывают попутно различные памятники археологии или села, в которых они позднее будут обнаружены - одним из таких являлись книги Николая Иванчин-Писарева.
Слайд 9Изучение дьяковской культуры в период 1917 – 1945 гг.
В послереволюционные и
предвоенные годы происходило активное накопление новых сведений о дьяковской культуре.
В.А. Городцов после раскопок Старшего Каширского и Огубского городищ выделил такой тип жилищ, как землянка, и доказал, что городища являются остатками поселений. Время бытования дьяковских городищ было определено VII-VI вв. до н. э. - IV-V вв. н.э.
Значительно расширили представления о дьяковских поселениях работы А.В. Арциховского на Бородинском городище, О.Н. Бадера на Сетунском городище и др.
В предвоенные годы в полевую деятельность активно включился П.Н. Третьяков, сосредоточивший свое внимание на верхне-волжских городищах.
Особенно следует отметить раскопки на городищах Городищенском (больше известном как “Калязинское”) и в устье р. Сонохты (Березняки).
Слайд 10Исследования 1945-1960 гг.
В пятидесятые годы довольно значительные по объему работы были
проведены на Мамоновом городище и “Круглице”, давшие чрезвычайно интересный материал.
П.Н. Третьяков предпринял попытку разработать периодизацию дьяковской культуры, основанную на материалах верхневолжских городищ. Им было выделено четыре стадии дьяковской культуры.
Как результат этих исследований изменился взгляд исследователя на грузики дьякова типа - их было предложено считать вещью балтского происхождения. Был поставлен вопрос и о том, что дьяковская и позднедьяковская культуры различны в своей этнической подоснове. Позднедьяковская культура носит, по мнению исследователя, позднезарубинецкие и балтские черты. Собственно дьяковской же следует считать только культуру сетчатой керамики.
Эти же выводы были дополнительно обоснованы П.Н. Третьяковым в монографии "Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге" (1966).
Слайд 11Исследования 1960- 1970 гг.
Чрезвычайно интересной представляется трактовка П.Н. Третьяковым границы между
дьяковской и Городецкой культурами.
Сразу после войны изучением местных древностей начинают активно заниматься местные краеведы: директором Коломенского краеведческого музея А.И. Гужовым составляются археологические паспорта на многие памятники.
Следующий период изучения начался в конце 1950-х годов - Р.Л. Розенфельдт и А.А. Юшко в течении почти тридцати лет проводили систематическое обследование состояния известных археологических памятников в Московской области, а также разведку новых.
Обобщен материал был в 1973 году, однако разведки продолжались и позднее. Хотя "Список археологических памятников" содержал немало неточностей, это была чрезвычайно нужная обобщающая работа.
Оба исследователя посещали некоторые памятники по несколько раз, однако раскопки проводились редко - как правило, ограничивались сбором подъемного материала.
Слайд 12Исследования 1970-1980 гг.
А.Г. Векслером начинаются раскопки интереснейшего памятника Луковня,
группой ученых
под руководством А.Ф. Дубынина почти полностью исследуются Троицкое, Кузнечики и Щербинское городища .
В 1970-71 гг. публикуются результаты работ на Троицком городище, а в 1974 г. выходит в свет коллективная монография "Дьяковская культура".
Однако авторы этих монографий придерживались совершенно различных взглядов на хронологию, происхождение, этническую подоснову и историческую судьбу дьяковской культуры.
Слайд 13Исследования 1980-1990
В конце 80-х гг. внимание исследователей обращается к локальным особенностям
дьяковской культуры. Е.И. Горюнова еще в начале 70-х гг. обратила внимание на то, что значительный "хронологический диапазон (около двух тысячелетий) и ярко выраженные локальные модификации "Дьяковской" культуры, ставят под сомнение возможность относить все известные памятники к одной археологической культуре".
Н.А. Кренке разработал новую периодизацию дьяковской культуры, основываясь на материалах городищ москворецкой группы.
Большая работа была проведена старейшим коломенским краеведом М.Г. Савицким.
Восьмидесятые - девяностые годы характеризуются активизацией исследований поселений Коломенской группы. В 1984 году разведку р.Коломенки проводит Е.С. Захарова.
С конца восьмидесятых, введутся регулярные и крупномасштабные раскопки в Коломне, которые после М.Е. Савицкого возглавил А. Б. Мазуров. В результате накопился некоторый материал по поселению "Блюдечко", который еще требует, впрочем, осмысления.
В 1988 году разведку левого берега р. Оки ведет В.В. Сидоров открывший несколько новых дьяковских поселений.
Слайд 14Исследования 1990 – 2010 гг.
С 1996 по 1998 гг. пришлось заниматься
охранными раскопками городища Городищи. Раскопы, сосредоточенные на укреплениях и прилегающих к ним участках, дали хороший керамический материал, и небольшую серию находок.
С начала девяностых годов В.Ю. Коваль проводит разведки на территории Коломенского, Озерского и Луховицкого районов, а также охранные раскопки Ростиславльского городища. Результатом стало обнаружение большого количества новых памятников, в том числе дьяковского и позднедьяковского времени.
Особенно результативными можно считать раскопки дьяковского поселения Ростиславля, в результате которых получена довольно представительная серия находок (сезоны 1998-99 гг.).
Слайд 15
В настоящее время исследования продолжаются, материал систематизируется, пополняется «Список археологических памятников».
Слайд 16Заключение
В настоящее время к дьяковской культуре все чаще обращаются исследователи в
связи с тем, что ее изучение и восстановление является важным условием организации исторических реконструкций, экскурсий исторического характера, музеев.
Дьяковская культура в первую очередь связана с эпохой раннего железа. Распространена эта культура была в волго-Окском междуречье. Этот период считается одним изнаиболее интересных периодов в истории края. До настоящего времени является не до конца изученной, наблюдаются большие перспективы для дальнейших исследований.