Презентация, доклад Исторические условия развития русской культуры в 19 веке. Развитие образования

Содержание

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Слайд 1
19 века
Русская культура

19 векаРусская культура

Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  КУЛЬТУРЫ

Слайд 3ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I в ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ВОЙНА 1812 года
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКАЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I в ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 годаДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Слайд 4ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х гг.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ
БЫСТРОЕ

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКАОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВАЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х гг.ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМБЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Слайд 5ОБРАЗОВАНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ  и   ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 6ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 ВЕКА
1802г. – СОЗДАНО МИНИСТЕРСТВО
НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ – СОСЛОВНЫЙ
ХАРАКТЕР:
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ

УЧИЛИЩА
УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА
ГИМНАЗИИ ( В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ)
1811г. – ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 ВЕКА1802г. – СОЗДАНО МИНИСТЕРСТВОНАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯОБРАЗОВАНИЕ – СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР:ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩАУЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩАГИМНАЗИИ ( В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ)1811г.

Слайд 7ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНО ЕЩЁ 4 УНИВЕРСИТЕТА
ДЕРПТ (ТАРТУ),
КАЗАНЬ,
ХАРЬКОВ,
ВИЛЬНО
1819г. – ПРЕОБРАЗОВАН В

УНИВЕРСИТЕТ ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ПЕТЕРБУРГЕ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕОБРАЗОВАНО ЕЩЁ 4 УНИВЕРСИТЕТАДЕРПТ (ТАРТУ), 				КАЗАНЬ, 						ХАРЬКОВ,								ВИЛЬНО1819г. – ПРЕОБРАЗОВАН В УНИВЕРСИТЕТ ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ПЕТЕРБУРГЕ

Слайд 8ПРОСВЕЩЕНИЕ
ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ –
РАСШИРЕНИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА,
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДИКИ,
ИНТЕРЕС К КНИГЕ, ЕЁ СОБИРАТЕЛЬСТВУ.
1814г.

– ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПЕТЕРБУРГЕ.
ПРОСВЕЩЕНИЕВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ –  	РАСШИРЕНИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА,	ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДИКИ,	ИНТЕРЕС К КНИГЕ, ЕЁ СОБИРАТЕЛЬСТВУ.	1814г. – ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В

Слайд 9РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ СОСТАВУ – В ОСНОВНОМ

ДВОРЯНСТВО
ПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОЧИНЦЫ
СУЩЕСТВОВАНИЕ КРЕПОСТНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ХУДОЖНИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ, АРХИТЕКТОРОВ, АРТИСТОВ
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯПО СОЦИАЛЬНОМУ СОСТАВУ –     В ОСНОВНОМ ДВОРЯНСТВОПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОЧИНЦЫСУЩЕСТВОВАНИЕ КРЕПОСТНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ХУДОЖНИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ,

Слайд 10ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 века
Политика самодержавия в области культуры – реакционная.
Начало

реакции было положено в последние годы царствования Александра I.
1817г. – создано Министерство духовных дел и народного просвещения.
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 векаПолитика самодержавия в области культуры – реакционная. Начало реакции было положено в последние годы

Слайд 11
1819г. – во всех университетах учреждались кафедры «богопознания и христианского учения»;
Из

курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории
В начальных школах запрещено изучение книги «О должностях человека и гражданина»
1819г. – во всех университетах учреждались кафедры «богопознания и христианского учения»;Из курса уездных училищ исключены начала естественной

Слайд 12
«Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия

народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т.е. сословию) людей»
(А.С.Шишков, министр народного просвещения – 1824г.)
«Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло

Слайд 13
1826г. – цензурный устав («чугунный»)

«…Власть только о том и думает, как

бы замедлить умственное движение» (А.И.Герцен)

Министр народного просвещения С.С.Уваров заявил о необходимости «умножать , где только можно, число умственных плотин»
1826г. – цензурный устав («чугунный»)		«…Власть только о том и думает, как бы замедлить умственное движение»	(А.И.Герцен)	Министр народного просвещения

Слайд 14
Образование –

сословно-обособленное:
Создавались закрытые учебные заведения;
Нарушалась преемственность обучения;
Нарушалась связь между уездным училищем и гимназией.
Т.о., школа способствовала укреплению сословных перегородок.
Образование –             сословно-обособленное:Создавались закрытые учебные

Слайд 15
Приходские одноклассные училища – для детей из «самых низших состояний» -

закон божий, грамота, арифметика.
Уездные трехклассные училища – для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» - русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география.
Гимназии (семь классов) – для детей дворян, чиновников, богатого купечества.


Приходские одноклассные училища – для детей из «самых низших состояний» - закон божий, грамота, арифметика.Уездные трехклассные училища

Слайд 16
Вместе с тем, развитие экономики требовало грамотных, образованных людей.
1822г. – Земледельческая

школа – первое в стране среднее с/х учебное заведение
1828г. – Петербургский практический технологический институт
1830г. – Московское ремесленное училище ( ныне – МГТУ им.Н.Э.Баумана)
Вместе с тем, развитие экономики требовало грамотных, образованных людей.1822г. – Земледельческая школа – первое в стране среднее

Слайд 17
Развитие просвещения связано с:
интересом к книге и её распространением;
формированием системы культурно-просветительных

учреждений.
В просвещении находит выражение процесс демократизации культуры.

Развитие просвещения связано с:интересом к книге и её распространением;формированием системы культурно-просветительных учреждений.	В просвещении находит выражение процесс демократизации

Слайд 18
рост числа книжных изданий;
появляются крупные отечественные книгоиздатели;
расширяется книжная торговля

( в 30-е гг. – 100 книжных лавок);
увеличилось число периодических изданий – до 230 наименований;
новый тип издания – литературно-художественный альманах;
с 1837г. – газета «Губернские ведомости»
рост числа книжных изданий;появляются крупные отечественные книгоиздатели;расширяется книжная торговля        (

Слайд 19
40-е гг. – издательско-просветительская
деятельность А.Ф.Смирдина:
Выпустил более 70 собраний сочинений русских писателей;
Упрощая

оформление, увеличивал тираж, снижал розничные цены;
Впервые ввел оплату труда писателей;
Издавал журнал «Библиотека для чтения» - распространялся в основном в провинции

40-е гг. – издательско-просветительскаядеятельность А.Ф.Смирдина:Выпустил более 70 собраний сочинений русских писателей;Упрощая оформление, увеличивал тираж, снижал розничные цены;Впервые

Слайд 20
Большая роль газет и журналов в общественно- идейной борьбе.

Консервативные:
Официальная газета


«С.-Петербургские ведомости»,
журнал «Москвитянин» (М.Погодин)
газета «Северная пчела» (Ф.Греч)
Большая роль газет и журналов в общественно- идейной борьбе.Консервативные: Официальная газета –

Слайд 21
Либерально-демократические:
«Московский телеграф» (Н.Полевой),
«Телескоп»,


«Современник» (А.С.Пушкин)
«Отечественные записки» (Краевский)

Либерально-демократические: «Московский телеграф» (Н.Полевой), «Телескоп»,          «Современник» (А.С.Пушкин)«Отечественные записки»

Слайд 27
Возникает городская почта –
наряду с письмами осуществляется пересылка газет, журналов
1857г.

– выпущены первые в России почтовые марки
( первая почтовая марка в Западной Европе появилась в Англии в 1840г.)
Возникает городская почта – 	наряду с письмами осуществляется пересылка газет, журналов1857г. – выпущены первые в России почтовые

Слайд 28
с 1829г. в Петербурге и Москве стали устраиваться всероссийские промышленные выставки;
в

1846г. – первая сельскохозяйственная выставка
с 1829г. в Петербурге и Москве стали устраиваться всероссийские промышленные выставки;в 1846г. – первая сельскохозяйственная выставка

Слайд 29Образование и просвещение в пореформенный период
«Это было удивительное время. Спавшая до

того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв её был сильный и задачи громадные»
Образование и просвещение  в пореформенный период	«Это было удивительное время. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула

Слайд 30Особенности:
Передовая общественность выступала:
за распространение просвещения,
против сословности в образовании,
за создание народных

школ,
изменение методов преподавания,
предоставление права на образование женщинам.
Особенности:Передовая общественность выступала: за распространение просвещения,против сословности в образовании,за создание народных школ,изменение методов преподавания,предоставление права на образование

Слайд 31К.Д. Ушинский – основоположник народной школы
Автор учебных книг «Родное слово», «Детский

мир»
Создатель школы русских педагогов
К.Д. Ушинский – основоположник народной школыАвтор учебных книг «Родное слово», «Детский мир»Создатель школы русских педагогов

Слайд 331864г. – Положение о начальных народных училищах
Декларировалась бессословность школы;
предоставлялось право открытия

начальных школ общественным организациям;
женщины получили возможность преподавать в школах.
1864г. – Положение  о начальных народных училищахДекларировалась бессословность школы;предоставлялось право открытия начальных школ общественным организациям;женщины получили

Слайд 35Высшее образование
1863г. – Университетский устав –университетам предоставлялась широкая автономия
Открыты новые университеты

в Одессе и в Томске
1865г. – открылась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне – Тимирязевская)
К концу 19 века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения – 30 тыс. студентов
Высшее образование1863г. – Университетский устав –университетам предоставлялась широкая автономияОткрыты новые университеты в Одессе и в Томске1865г. –

Слайд 36Женское образование
Появились первые всесословные женские гимназии;
Женщины допущены в университеты в качестве

вольнослушательниц
Многие уезжали обучаться за границу (в 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностран-ных студенток)
На рубеже 60-70-х годов- открытие высших женских курсов
Женское образованиеПоявились первые всесословные женские гимназии;Женщины допущены в университеты в качестве вольнослушательницМногие уезжали обучаться за границу

Слайд 37Уровень грамотности и образования по переписи 1897г.
Средний уровень грамотности -21,1%
Среди мужчин

– 29,3%
Среди женщин – 13,1%
Высшее и среднее образование имели немногим более 1% населения
Из всех грамотных среднюю школу закончили только 4%
Т.о., уровень образования к концу
19 века определяла начальная школа
Уровень грамотности и образования по переписи 1897г.Средний уровень грамотности -21,1%Среди мужчин – 29,3%Среди женщин – 13,1%Высшее и

Слайд 38
По-прежнему, крестьянам была наиболее доступна церковно-приходская школа.
Избы-читальни
Для рабочих создавались воскресные

школы
По-прежнему, крестьянам была наиболее доступна церковно-приходская школа.Избы-читальни Для рабочих создавались воскресные школы

Слайд 39Периодическая печать
1865г. – «Временные правила по делам печати» - смягчение

цензуры
Демократические журналы: «Современник» (Н.Чернышевский, М.Салтыков-Щедрин) – до 1866г.
«Отечественные записки» - до 1884г.
(М.Салтыков-Щедрин)

Периодическая печать 1865г. – «Временные правила по делам печати» - смягчение цензурыДемократические журналы: «Современник» (Н.Чернышевский, М.Салтыков-Щедрин) –

Слайд 40
Центр либерализма – журнал М.Н.Каткова «Русский вестник»
Буржуазно-либеральный журнал – «Вестник Европы»

(М.М.Стасюлевич) – журнал ученых и профессоров
Центр либерализма – журнал М.Н.Каткова «Русский вестник»Буржуазно-либеральный журнал – «Вестник Европы» (М.М.Стасюлевич) – журнал ученых и профессоров

Слайд 41Книгоиздательство
Крупнейший книгоиздатель массовой демократической книги –
Ф.Ф.Павленков –
создал серию

книг
«Жизнь замечательных людей»
Книгоиздательство 	Крупнейший книгоиздатель массовой демократической книги – 	Ф.Ф.Павленков – 	создал серию книг 	«Жизнь замечательных людей»

Слайд 43Культурно-просветительные учреждения
1852г. – открыт Эрмитаж
1862г. – первая Публичная библиотека в Москве

( Румянцевская)
1872г. – Политехнический музей
Начало 80-х гг. – для посещений открыта картинная галерея П.М.Третьякова
1883г. – Исторический музей
1894г. – Литературно-театральный музей А.А.Бахрушина

Культурно-просветительные учреждения1852г. – открыт Эрмитаж1862г. – первая Публичная библиотека в Москве ( Румянцевская)1872г. – Политехнический музейНачало 80-х

Слайд 44Задание:
На следующих слайдах определите здания, в которых находятся вышеназванные учреждения культуры

Задание:На следующих слайдах определите здания, в которых находятся вышеназванные учреждения культуры

Слайд 51Русская интеллигенция к концу 19 века
Сам термин появился в 70-е годы

19 века
(ввел русский писатель П.Д.Боборыкин)
В России этот термин означал «особую
общественную силу», социальную группу,
«умственную силу общества».

Основной состав – разночинцы.
Главная задача – приобщение к образованию
и культуре широких народных масс.
Русская интеллигенция  к концу 19 векаСам термин появился в 70-е годы 19 века(ввел русский писатель П.Д.Боборыкин)В

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть