Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Слайд 3ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I в ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ВОЙНА 1812 года
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Слайд 4ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х гг.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ
БЫСТРОЕ
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Слайд 6ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 ВЕКА
1802г. – СОЗДАНО МИНИСТЕРСТВО
НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ – СОСЛОВНЫЙ
ХАРАКТЕР:
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ
УЧИЛИЩА
УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА
ГИМНАЗИИ ( В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ)
1811г. – ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
Слайд 7ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНО ЕЩЁ 4 УНИВЕРСИТЕТА
ДЕРПТ (ТАРТУ),
КАЗАНЬ,
ХАРЬКОВ,
ВИЛЬНО
1819г. – ПРЕОБРАЗОВАН В
УНИВЕРСИТЕТ ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ПЕТЕРБУРГЕ
Слайд 8ПРОСВЕЩЕНИЕ
ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ –
РАСШИРЕНИЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВА,
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРИОДИКИ,
ИНТЕРЕС К КНИГЕ, ЕЁ СОБИРАТЕЛЬСТВУ.
1814г.
– ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПЕТЕРБУРГЕ.
Слайд 9РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ СОСТАВУ – В ОСНОВНОМ
ДВОРЯНСТВО
ПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОЧИНЦЫ
СУЩЕСТВОВАНИЕ КРЕПОСТНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ХУДОЖНИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ, АРХИТЕКТОРОВ, АРТИСТОВ
Слайд 10ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 века
Политика самодержавия в области культуры – реакционная.
Начало
реакции было положено в последние годы царствования Александра I.
1817г. – создано Министерство духовных дел и народного просвещения.
Слайд 11
1819г. – во всех университетах учреждались кафедры «богопознания и христианского учения»;
Из
курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории
В начальных школах запрещено изучение книги «О должностях человека и гражданина»
Слайд 12
«Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия
народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т.е. сословию) людей»
(А.С.Шишков, министр народного просвещения – 1824г.)
Слайд 13
1826г. – цензурный устав («чугунный»)
«…Власть только о том и думает, как
бы замедлить умственное движение» (А.И.Герцен)
Министр народного просвещения С.С.Уваров заявил о необходимости «умножать , где только можно, число умственных плотин»
сословно-обособленное:
Создавались закрытые учебные заведения;
Нарушалась преемственность обучения;
Нарушалась связь между уездным училищем и гимназией.
Т.о., школа способствовала укреплению сословных перегородок.
Слайд 15
Приходские одноклассные училища – для детей из «самых низших состояний» -
закон божий, грамота, арифметика.
Уездные трехклассные училища – для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» - русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география.
Гимназии (семь классов) – для детей дворян, чиновников, богатого купечества.
Слайд 16
Вместе с тем, развитие экономики требовало грамотных, образованных людей.
1822г. – Земледельческая
школа – первое в стране среднее с/х учебное заведение
1828г. – Петербургский практический технологический институт
1830г. – Московское ремесленное училище ( ныне – МГТУ им.Н.Э.Баумана)
Слайд 17
Развитие просвещения связано с:
интересом к книге и её распространением;
формированием системы культурно-просветительных
учреждений.
В просвещении находит выражение процесс демократизации культуры.
Слайд 18
рост числа книжных изданий;
появляются крупные отечественные книгоиздатели;
расширяется книжная торговля
( в 30-е гг. – 100 книжных лавок);
увеличилось число периодических изданий – до 230 наименований;
новый тип издания – литературно-художественный альманах;
с 1837г. – газета «Губернские ведомости»
Слайд 19
40-е гг. – издательско-просветительская
деятельность А.Ф.Смирдина:
Выпустил более 70 собраний сочинений русских писателей;
Упрощая
оформление, увеличивал тираж, снижал розничные цены;
Впервые ввел оплату труда писателей;
Издавал журнал «Библиотека для чтения» - распространялся в основном в провинции
Слайд 20
Большая роль газет и журналов в общественно- идейной борьбе.
Консервативные:
Официальная газета
–
«С.-Петербургские ведомости»,
журнал «Москвитянин» (М.Погодин)
газета «Северная пчела» (Ф.Греч)
Слайд 21
Либерально-демократические:
«Московский телеграф» (Н.Полевой),
«Телескоп»,
«Современник» (А.С.Пушкин)
«Отечественные записки» (Краевский)
Слайд 27
Возникает городская почта –
наряду с письмами осуществляется пересылка газет, журналов
1857г.
– выпущены первые в России почтовые марки
( первая почтовая марка в Западной Европе появилась в Англии в 1840г.)
Слайд 28
с 1829г. в Петербурге и Москве стали устраиваться всероссийские промышленные выставки;
в
1846г. – первая сельскохозяйственная выставка
Слайд 29Образование и просвещение
в пореформенный период
«Это было удивительное время. Спавшая до
того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв её был сильный и задачи громадные»
Слайд 30Особенности:
Передовая общественность выступала:
за распространение просвещения,
против сословности в образовании,
за создание народных
школ,
изменение методов преподавания,
предоставление права на образование женщинам.
Слайд 31К.Д. Ушинский – основоположник народной школы
Автор учебных книг «Родное слово», «Детский
мир»
Создатель школы русских педагогов
Слайд 331864г. – Положение
о начальных народных училищах
Декларировалась бессословность школы;
предоставлялось право открытия
начальных школ общественным организациям;
женщины получили возможность преподавать в школах.
Слайд 35Высшее образование
1863г. – Университетский устав –университетам предоставлялась широкая автономия
Открыты новые университеты
в Одессе и в Томске
1865г. – открылась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне – Тимирязевская)
К концу 19 века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения – 30 тыс. студентов
Слайд 36Женское образование
Появились первые всесословные женские гимназии;
Женщины допущены в университеты в качестве
вольнослушательниц
Многие уезжали обучаться за границу (в 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностран-ных студенток)
На рубеже 60-70-х годов- открытие высших женских курсов
Слайд 37Уровень грамотности и образования по переписи 1897г.
Средний уровень грамотности -21,1%
Среди мужчин
– 29,3%
Среди женщин – 13,1%
Высшее и среднее образование имели немногим более 1% населения
Из всех грамотных среднюю школу закончили только 4%
Т.о., уровень образования к концу
19 века определяла начальная школа
Слайд 38
По-прежнему, крестьянам была наиболее доступна церковно-приходская школа.
Избы-читальни
Для рабочих создавались воскресные
школы
Слайд 39Периодическая печать
1865г. – «Временные правила по делам печати» - смягчение
цензуры
Демократические журналы: «Современник» (Н.Чернышевский, М.Салтыков-Щедрин) – до 1866г.
«Отечественные записки» - до 1884г.
(М.Салтыков-Щедрин)
Слайд 40
Центр либерализма – журнал М.Н.Каткова «Русский вестник»
Буржуазно-либеральный журнал – «Вестник Европы»
(М.М.Стасюлевич) – журнал ученых и профессоров
Слайд 41Книгоиздательство
Крупнейший книгоиздатель массовой демократической книги –
Ф.Ф.Павленков –
создал серию
книг
«Жизнь замечательных людей»
Слайд 43Культурно-просветительные учреждения
1852г. – открыт Эрмитаж
1862г. – первая Публичная библиотека в Москве
( Румянцевская)
1872г. – Политехнический музей
Начало 80-х гг. – для посещений открыта картинная галерея П.М.Третьякова
1883г. – Исторический музей
1894г. – Литературно-театральный музей А.А.Бахрушина
Слайд 44Задание:
На следующих слайдах определите здания, в которых находятся вышеназванные учреждения культуры
Слайд 51Русская интеллигенция
к концу 19 века
Сам термин появился в 70-е годы
19 века
(ввел русский писатель П.Д.Боборыкин)
В России этот термин означал «особую
общественную силу», социальную группу,
«умственную силу общества».
Основной состав – разночинцы.
Главная задача – приобщение к образованию
и культуре широких народных масс.