Презентация, доклад Исторические источники в преподавании истории на современном этапе

Содержание

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Актуальность темы отсутствие интереса учащихся к историческим источникам переход на Федеральные Государственные Стандарты второго поколения итоговая аттестация учащихся в форме Единого Государственного Экзамена

Слайд 1 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41


Исторические

источники
в преподавании истории на современном этапе развития образования


Автор: учитель истории Винокурова М. Ф.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Исторические источники в преподавании истории на современном

Слайд 2 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Актуальность

темы
отсутствие интереса учащихся к историческим источникам

переход на Федеральные Государственные Стандарты второго поколения

итоговая аттестация учащихся в форме Единого Государственного Экзамена
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Актуальность темы отсутствие интереса учащихся к историческим

Слайд 3 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Классификация

исторических источников


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Классификация исторических источников

Слайд 4Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Основные подходы к классификации


источников
1. выделяют только письменные источники, которые делят на виды и группы по содержанию (Вагин А. А.)

2. деление источников на два рода: делопроизводственные и повествовательные, делопроизводственные делят на 4 вида: картографические, статистические, актовые и канцелярские, а повествовательные также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные (Пушкарев Л. Н.)

3. для классификации источников при изучении истории России принято деление на три исторических периода, для каждого из которых характерны свои виды исторических источников

4. наиболее полной классификацией является следующая, включающая более широкий спектр источников: письменные, вещественные, устные и фольклорные, этнографические, лингвистические (Троицкий Ю. Л., Умбрашко К. Б.)
Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 41Основные подходы к классификации источников1. выделяют только письменные источники,

Слайд 5 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 Методические

аспекты работы с историческими источниками

Традиционные приемы:
Составление планов
-информативный
-развернутый
-картинный
-смысловой
-тезисный

Составление таблиц
-сравнительно-обобщающая
-конкретизирующая

Особенность данных приемов:
- отношение к учебному тексту, как к основному источнику знаний и средству формирования логических умений
- не подвергают сомнению изложенную в тексте информацию, версии и оценки исторических фактов, т.е.
- не учат школьников критическому анализу текста

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 Методические аспекты работы  с историческими

Слайд 6 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

Приемы, формирующие
критический подход


Составление кластеров

Многоуровневый анализ исторического источника

Практические приёмы технологии «Дебаты»


-т-таблицы к источнику
-блок доказательств
-реконструкция тезиса
-ПОПС формула и т.д.








к источникам:
Особенность данных приемов:
- проявление индивидуальных способностей при восприятии и осмыслении текста
- самостоятельное оценивание сведений (главных и второстепенных)
- возможность подвергать сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения
- умение формулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию в другом историческом контексте

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 Приемы, формирующие

Слайд 7 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Практические

аспекты работы
с историческими источниками
Требования к умениям и навыкам учащихся при
работе с историческими источниками

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Практические аспекты работы с историческими источникамиТребования к

Слайд 8 Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Практические

аспекты работы
с историческими источниками










Основные уровни и
типы заданий
при работе
с источниками

воспроизводящий

преобразующий

творчески-поисковый

учащиеся
выписывают
основные понятия,
определения,
выводы из источника,
заполняют таблицы,
составляют планы

анализ текста,
синтез положения
источника с другим
теоретическим
материалом,
самостоятельный отбор
и группировка
фактов и идей,
подготовка рефератов
и докладов

творческие работы,
проблемные
задания,
требующие
осмысления и
сопоставления
разных точек зрения,
написание
рецензий и эссе

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41Практические аспекты работы с историческими источникамиОсновные уровни

Слайд 9Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Формы организации деятельности
учащихся

при работе с источниками
регламентированная дискуссия в рамках конкретной исторической проблемы формулируется тема, учащиеся делятся на несколько групп, в зависимости от количества точек зрения на эту проблему. Им предлагается выдвинуть свою позицию и аргументировать её с опорой на исторические документы
репортаж представляет собой историческую реконструкцию ситуации. При этом репортёр берёт интервью у разных «очевидцев» события, освещая его тем самым с разных сторон. Позволяет учащимся дать свою оценку исторических событий
стилизация документа написание различных «писем», «челобитных», «требований» и т. п. Целесообразно выполнять эти задания в группах. Обычно подобные документы составляются от имени одного человека – представителя определённого социального слоя или от представителей какой-либо социальной или политической группы, партии, организации
Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 41Формы организации деятельности учащихся при работе с источникамирегламентированная дискуссия

Слайд 10Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Применение источников при изучении

Краеведения

1 При объяснении новой темы:
- в качестве иллюстрации того или иного события, для усиления эмоционального восприятия;
- документ может являться логической основой, лейтмотивом и связующим звеном всего урока

2 В качестве самостоятельного объекта исследования
- в качестве творческого задания повышенной сложности на внеклассном мероприятии по предмету «Колесо истории»
- исследование в рамках НОУ, исследование краеведческого материала дает возможность глубже окунуться в этот период и провести определённые параллели между развитием государства в целом, и Нижегородской земли в частности
Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 41Применение источников при изучении Краеведения1 При объяснении новой темы:-

Слайд 11Е-mail: nnschool41@yandex.ru
сайт в Интернете: www.sch41nn.edusite.ru
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа

№ 41
Е-mail: nnschool41@yandex.ru сайт в Интернете: www.sch41nn.edusite.ruМуниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

Слайд 12Спасибо за
внимание!
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41

Спасибо за внимание!Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть