Слайд 1
«Исторические этапы методологии научного познания в Средние века»
Подготовила: Спасюк О.В.
Средневековое образование
Социокультурные изменения, происходившие в течение длительного средневекового пути, прослеживаются в развитии системы образования и педагогической мысли. Если поначалу еще сохранялись остатки античной образованности, уважения к образованию, то в VIII—X вв. Европа представляет собой редчайший пример буквально дикого невежества, которое было характерно не только для простых мирян, но даже для крупных деятелей церкви и королей.
Девизом средневекового обучения была усидчивость: «Сколько букв напишут на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу». Книжный характер средневековой культур сказывался в том, что образование представляло собой заучивание наизусть, зубрежку, носило текстуальный, репродуктивный характер. Далеко не всем был понятен даже смысл молитв, произносимых на латинском или греческом языке, да это и не требовалось. Наиболее образованными считались люди, заучившие Библию наизусть (даже на непонятном им языке, вовсе необязательно было, чтобы эти люди умели читать и писать). Характерно, что даже в университетах, возникших уже в позднем средневековье, лекция сперва читалась преподавателем, а затем уже ее текст комментировался с участием слушателей. Непререкаемым был двойной авторитет — учителя и церкви.
Слайд 3 С самого начала в католической Европе образование сосредоточилось
в руках церкви. В монастырях находились чаще всего немногие образованные люди, кроме того, так осуществлялся контроль над образованием. Уже в раннем средневековье, по постановлению глав католической церкви, были учреждены кафедральные (епископальные) школы. Еще до XI в. учеников жестоко били, а учебник по грамматике имел название «Берегущий спину». Пресекалось всякое вольнодумство в преподавании.
Слайд 4 Более либеральный светский характер носило образование в Византии.
Задолго до создания византийской государственности, христианская церковь создала собственные школы —катехумены для тех, кто, желая стать членом христианской общины, еще не вкусил учения Христа. В них могли учиться все сословия. Более высокая форма церковного образования достигалась в школа катехизиса, готовивших священнослужителей.
Слайд 5 Школы катехизиса дали начало кафедральным и епископальным школам. Кроме
того, по установившейся в античности традиции знания получали в общественных учебных заведениях. Полный цикл образования (энкиклос пайдейусис— отсюда и более позднее — энциклопедия) включал три ступени. Первой была пропедия(начальное образование), второй педиа— ее проходили в грамматических школах, церковных или светских. Такие школы обучали детей с 10—12 до 16—17 лет, к XI веку их насчитывалось в Константинополе до десяти. Сохранив мнемонические приемы античности, обучение грамоте с обязательной хоровой мелодекламацией, средневековая школа заменила папирус на бумагу, стило — на птичье или тростниковое перо. Существовали также своеобразные высшие учебные заведения, сохранившиеся еще с античности (в Александрии, Афинах, Бейруте, Дамаске) и действовавшие до их закрытия Юстинианом.
Слайд 6 В Константинополе, при императоре Феодосии II, была учреждена
высшая школа, Аудиториум (от лат.audire— слушать). С IX века она именовалась Магнавра (Золотая комната). В Магнавре Лев Математик собрал весь цвет византийской учености — «консулов философии», «глав риторов». Особенно высоким уровнем здесь отличалось юридическое образование, которое опиралось на римское право и Кодекс Юстиниана. В Магнавре учились Кирилл и Мефодий, основатели славянской письменности. Большую просветительскую деятельность проводил император Константин VII Багрянородный(913—959). При нем были открыты новые ученые заведения, появились труды энциклопедического характера, в том числе и самого императора — о византийско-русских отношениях.
Слайд 7 Секуляризация(от лат.secular— мирской) общественной жизни не могла обойти и образование
— как в православном, так и в католическом мире. Так, основная, наряду с Псалтырем учебная книга — Абецедарий была переведена с латыни на родные языки. В учебном пособии Александера (XIV в.) грамматика и Библия изучались в рифмованном, удобном для запоминания виде. Физические наказания были отменены. Порой объявлялись даже «дни веселья», когда разрешались игры, борьба, скромные развлечения. Хотя каникул формально не существовало, отдых предоставлялся также во время многочисленных церковных праздников.
Слайд 8 Изменение отношения к образованию в этот переломный период
средневековой культуры можно видеть даже на протяжении одной жизни, на примере одного из основателей династии Карла Великого(742—814). Оставаясь неграмотным до 30 лет, он пригласил ко двору учителей и ученых монахов из Италии, Англии, Ирландии («Острова ученых») — Алкуина, Теодульфа и других, которые составили «Каролингский минискул» — легко читаемое латинское письмо. Ирландский богослов Альбин Алкуин(735—804) сочинил
«Письмо об изучении наук» и трактат «Всеобщее увещевание»,
обосновывающие необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.
Сам Карл не счел для себя зазорным заделаться школяром, освоив за два года латинскую грамоту, основы астрономии, риторики, литературы. Дворцовая школа, созданная при Меровингах, получив название Академии, переезжала вместе с королевским двором и обучала не только детей императора, его приближенных и высших лиц церкви, но и выходцев из более низких сословий. С того времени день Св. Шарля (Карла) во Франции отмечают как школьный праздник.
Слайд 9 Социокультурные изменения средневековья прослеживаются и в воспитании рыцарства, характерного
порождения феодальной культуры. Здесь имело место специфическое переплетение варварства (жестокости, обжорства), античности и христианского благочестия. Если поначалу рыцарское воспитание отвергало римское образование и делало упор на физическое развитие и военное искусство, то затем число «рыцарских добродетелей» расширилось до непременных семи: владение копьем, фехтование, верховая езда, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте (чаще лютне или арфе). В Скандинавии требовались также знание рун (эпоса и магических знаков), навыки навигации и работы по металлу. В рыцарском воспитании дух средневековья выразился в причудливом сочетании неприхотливости и утонченности, рыцарские понятия дружбы, верности, чести, долга, мужества, доблести стали нарицательными.
Значительную, хотя и неоднозначную роль в образовании сыграли монашеские ордена. Уже в 529 г. в Монтекассино (Италия) был основан орден бенедиктинцев. Его основатель Бенедикт Нурсийский поставил задачу накопления и передачи знаний. Бенедиктинцы были известны как искусные врачи и фармацевты.
Слайд 11 Университеты явились вершиной средневекового образования. Первый из них, в
Болонье, возник уже в конце XI века, а уже в XII—XIII вв. университеты стали неотъемлемой частью городской жизни. Базой для них, как правило, служила система церковных школ — кафедральных и монастырских. Так, Парижский университет вырос в 1160 г. из Сорбонны, богословской школы при соборе Нотр-Дам, присоединив к себе медицинскую и юридическую школы. Подобным же образом возникли не менее знаменитые Оксфорд (1206) и Кембридж (1281), университеты в Неаполе (1224) и Лиссабоне (1290). В 1224 г. был создан университет в Саламанке (Испания), в 1228 г. в Падуе (Италия). Новые университеты стремительно разрастались, расширялась и специализация.
Рост университетов был вызван развитием городов, культурных запросов граждан, способствовал производству и торговле. Так, университет во Флоренции был открыт в 1348 г. именно как средство поправить дела в опустошенном войной городе. В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, а в XIV в. прибавилось еще 25, в том числе в Пизе, Гейдельберге, Кельне, Вене, Праге, Кракове (Ягеллонский университет). Часто они учреждались и светскими властями.
Слайд 12 Создание и права университетов подтверждались привилегиями — особыми документами
за подписью папы или царственных особ. Они закрепляли университетскую автономию (суд, управление, присвоение ученых степеней), освобождение от воинской службы (уже в XIII в.). Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами вроде «граф права». Неофициальными титулами еще раньше наделялись и выдающиеся ученые-преподаватели: Doctor Mirabilis (Чудесный) — Роджер Бэкон, Doctor Universalis — Альберт Великий, Doctor Angelicus — Фома Аквинат, Doctor Subtilis (Утонченный) — Дунс Скот, Doctor Illuminatus (Озаренный) — Раймунд Луллий, Doctor Seraphicus — Бонавентура) и так далее.
В средневековых университетах проводились защиты диссертаций, философские и научные диспуты. Уже тогда были обоснованы принципы приоритета в авторстве, запрет на плагиат, способы цитирования и ссылок на предшественников.
Слайд 13 Список используемой литературы:
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.
Гуревич
А. Я. Культура и общество средневековой Европы. М., 1989.
Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.