Слайд 1Художественная культура первой половины XIX века
Слайд 2 Первая половина ХIХ века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи,
музыке, литературе, театре, поэтому этот период в развитии России был назван «Золотым» веком Русской культуры.
Это столетнее движение вместилось в две даты:
“золотой век” начался рождением А. Пушкина, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.
Слайд 3Особенности художественной культуры первой половины 19 века
(стр. 112-113)
Слайд 4Особенности художественной культуры первой половины 19 века
(стр. 112-113)
1. Интерес к философским и историческим произведениям; к собиранию книг, коллекционированию
2.Быстрая смена художественных направлений и одновременное существование разных художественных стилей
3.Усиление связи между различными областями культуры – литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки
Слайд 6Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 7Художественная культура
первой половины 19 века (стр.113-114)
Слайд 8Художественная культура первой половины 19 века (стр.113-114)
Слайд 10Главные тенденции в литературе
Укрепление национального самосознания
Существенное влияние реализма
Становление современного литературного языка
Слайд 11Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 12
А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н.
Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский,
К.Н. Батюшков
В.А. Жуковский
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Слайд 13
Николай
Михайлович
Карамзин
«Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»,
«История государства Российского»,
«Бедная Лиза»
Слайд 14Александр Сергеевич Пушкин
Произведения: «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Повести
Белкина», «Медный всадник»
Слайд 16Михаил Юрьевич Лермонтов.
Произведения: «Герой нашего времени», «Бородино», «Демон»
Слайд 17Иван Андреевич Крылов
Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург и вся Россия.
Слайд 19Николай Васильевич Гоголь
Произведения: «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор».
Слайд 20Александр Николаевич Островский
Произведения: «Свои люди- сочтемся», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова».
Слайд 21Иван Сергеевич Тургенев.
Произведения; «Отцы и дети», «Записки охотника», «Муму».
Слайд 22Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 24Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 25Классицизм
строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита
использование сюжетов из
Библии, античной истории и мифологии.
Своеобразие русского классицизма - обращение не только к античности, но и к родной истории
безраздельно утвердился в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма именуют высоким классицизмом.
Классицизм в России получил название академизма.
Слайд 26Карл Брюллов (1799-1852)
Автопортрет
Слайд 27 Родился в семье академика, резчика по дереву и гравёра
французского происхождения Павла Ивановича Брюлло. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи.
Итальянский полдень.
Слайд 28«Последний день Помпеи»
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось,
как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С.Пушкин
Слайд 30Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов
(1806—1858)
создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты
Слайд 31Явление Христа народу. (Работа над картиной шла 20 лет).
Слайд 32Романтизм:
стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные»
минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика.
подходили для этой роли русские люди, которые в пору Отечественной войны 1812 года стали героическими защитниками России.
Слайд 33 Кипренский Орест Адамович
(1762 – 1836).
Родился в деревне Нежново (Нежинская) Копорского
уезда Санкт.-Петербурга. Его мать была крепостной. При рождении получил вольную, был крещен в Копорье, отсюда происходит первонач. его фамилия "Копорский", измененная затем на "Кипренский" (новая фамилия напоминала о Киприде — богине любви). В 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств, где обучался до 1803. С 1816 путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии, где его работы пользовались успехом; первым из русских художников Кипренский стал широко известен в Европе.
Слайд 36 Портрет Швальбе.
В Италии считали, что
эта картина была написана Рембрантом.
Слайд 37 Портрет Пушкина – самая известная из картин Кипренского.
Слайд 39Дмитрий Донской на Куликовом поле.
Слайд 40Тропинин
Василий Андреевич (1776-1836).
До 47 лет был крепостным художником.
Автопортрет
с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844).
Слайд 42Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818.
Слайд 43"Кружевница"
1823 (Третьяковская галерея, Москва).
Слайд 45Павел Андреевич Федотов
(1815 — 1852)
русский живописец и график. Сын очень
бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён.
Слайд 51Народно – бытовой жанр.
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов
(1780—1847)
русский живописец, мастер жанровых сцен
из крестьянской жизни. Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Слайд 59Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 61Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 62Ампир – вершина классицизма в архитектуре
Андрей Дмитриевич Захаров
Адмиралтейство
Слайд 64Андрей Никифорович Воронихин
Автор монументального Казанского собора в столице империи. Именно
того собора, в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.
Слайд 66Карл Иванович Росси
Михайловский дворец
Слайд 67Осип Иванович
Бове
Он работал над реконструкцией Красной площади, созданием Триумфальной
арки, Театральной площади.
Слайд 69Домени́ко (Деме́нтий Ива́нович)
Жиля́рди
швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни (Иван
Дементьевич) Жилярди.
Лично и в соавторстве сА. Г. ГригорьевымЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 годаЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: УниверситетЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет,Слободской дворецЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет,Слободской дворец, Екатерининский институтЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет,Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского СоветаЛично и в соавторстве сА. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет,Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.
Слайд 71Константин Андреевич
Тон
работал в «русско-византийском» стиле. Им были созданы величественные
сооружения: Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.
Слайд 72Храм Христа Спасителя. (современный вид).
Слайд 77Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 79Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 80Музыка
Для России XIX век стал эпохой
формирования национальной
музыкальной школы. В этом веке сложились традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя. Сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д.
Слайд 81Михаил Иванович Глинка
( 1804-1957г. )
оперы- «Жизнь за царя» («Иван
Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку.
Слайд 82Александр Андреевич Алябьев
Романс на стихи Дельвига «Соловей»
Слайд 83Александр Сергеевич Даргомыжский
Опера «Русалка» Ария Мельника
Слайд 84Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 86Художественная культура
первой половины 19 века
Слайд 87Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты,
артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене»
В период «Золотого» века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе. Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве
Слайд 88Романтизм в театре
В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет
о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев.
Самым ярким представителем является
Павел Степанович Мочалов.
(трагедии Шиллера и Шекспира,
роль Гамлета и Ромео)
Слайд 89Реализм в театре
В 30-е годы это направление развивается в
русской драматургии, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был «Ревизор» Гоголя.
Основоположником сценического реализма считается лучший
актер, игравший Городничего,
Михаил Семенович Щепкин
Слайд 91Художественная культура
первой половины 19 века