Слайд 1Эпоха петровских преобразований
Слайд 2Цель презентации:
1.Указать характер преобразований Петра
2.Определить цели и итоги реформирования.
Слайд 3Реформы Петра
Военная реформа
Реформы в промышленности
Реформа высших государственных органов
Реформа местного управления
Социальная политика. Табель о рангах
Слайд 4
Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь
модернизации.Начало этому процессу положили реформы
Петра-I, охватившие многие сферы жизни общества.
Слайд 6
Подготовка войска к боевым действиям требовала знаний, инициативы, дисциплины, что было
условием существования боеспособной армии, и в 1716 году был издан «Устав воинский» (просуществовавшая около 150 лет), который требовал от офицеров активности и самостоятельности, регламентировал взаимоотношения в армии. Офицерские кадры формировались в двух школах - Бомбардирской (артиллерия) и Преображенской (пехота), а позже в морской, инженерной и медицинской военных школах. Настойчивые усилия Петра I превратили русскую армию в сильнейшую в Европе.
Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота. До 1702 года в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. Судьба Азовского флота была печальной: корабли частично были уничтожены, частично проданы Турции, но с 1702 года на Балтике, на реке Сясь уже строились корабли. В 1703 году возникла одна из самых крупных - Олонецкая верфь.
Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов.
Слайд 7Российская промышленность первой четверти XVIII
1.Практически все мануфактуры были государственными и создавались
за счет бюджета.
2.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
3.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
4.Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
5.Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
6.Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии
Слайд 8Административные преобразования
Слайд 9 Реформа областного управления
17 октября 1707 года
был опубликован приказ об
образовании губерний- так начиналась реформа областного управления.
8 Губернии
(губернатор)
50 провинций
(воевода)
Уезды
(воевода,
земский комисар)
Слайд 10
Создавая новую государственную структуру, Петр взял за основу шведский вариант, который
выражался в том что каждое сословие в государстве должно было нести функциональные обязанности:
Крестьяне-
сословия
Торговцы
ремесленники
Духовенство
Дворянство
Слайд 11
Указ от 2 марта 1711 года на «случай всегдашних наших отлучек»
учреждал Сенат. Это учреждение представляло собой, собрание лиц, назначенных царем (9 человек), а позднее стало собрание президентов коллегий – сенаторов.
В январе 1722 года была введена должность генерал-прокурора- «ока государева» и обер-прокурора Сената, для надзора за работой Сената, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной.
Слайд 12На смену 44 приказам Петр вводит коллегии.
Военная и Адмиралтейская коллегия ведали
военными делами
Коллегия иностранных дел решала посольские дела
Берт- и мануфактур-коллегии контролировали промышленность;
Коммерц-коллегия отвечала за торговлю;
Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии ведали финансами;
Юстиц-коллегия решала судебные дела;
Вотчинная коллегия разбирала проблемы помещичьих, имений;
Главный магистрат занимался делами купцов и ремесленников;
Синод управлял церковными делами;
Малороссийская коллегия занималась делами Украины.
Слайд 13 Социальная политика
Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при
Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года) и освобождалось от многочисленных податей. "Указ о единонаследии" (1714 г.) предписывал передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората -запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния.
Слайд 14
"Табель о рангах" предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское
сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии.
"Табель о рангах"
гражданскую
придворную
военную
ввела систему иерархии
чиновников (14 классов);
принцип личной
выслуги и заслуг
Слайд 15
Крестьянство было разделено на две основные группы: крепостные и государственные .
Посадское
население состояло из купцов и ремесленников, было распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату.
«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры. Священники обязаны были доносить светской власти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.
Слайд 16
Заключение
Правление Петра I окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все
стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении XVIII-XIX вв. Петр I – реформатор, герой своего времени. . Петр I за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразил Россию : построил новые города, создал промышленность, сильную армию и флот, добился выхода к морю, направил Россию по пути европейского развития.
Слайд 17
Методическая литература:
1) Е.В.Симонова.Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118
2)Б.Н.Серова,Л.М.Гаркуша,М.В.Лескинен..Поурочные разработки по истории
России.М.2004.С.86
3)Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. С. 478.
4)(Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003. С. 159-161.)
5)В.О. Ключевский "Исторические портреты":
6) Г.М.Карпов.Петровская эпоха в вопросах и ответах.