Слайд 1Интерактивные методы
и
технологии обучения
Слайд 2Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Позволь
мне сделать – и это станет моим навсегда.
Китайская притча
Слайд 3
В переводе с английского языка interact –
« находиться во взаимодействии,
общаться»
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Слайд 4Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Слайд 5учиться формулировать собственное мнение
моделировать различные социальные ситуации
учиться строить конструктивные отношения в
группе
развивать навыки самостоятельной работы, творческих работ.
творчески подходить к учебному процессу;
Интерактивные методы позволяют учащимся:
сделать знания более доступными;
Слайд 6 Методы интерактивного обучения:
«Мозговой штурм» (брейнсторм, мозговая атака);
Дискуссия, диспут;
3. Обучающие
игры (ролевые игры, деловые игры);
4. Кейс – метод (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
5. Интерактивная экскурсия;
6. Метод проектов;
7. Интервью с исторической личностью;
8. Синквейн;
9. Прием «Аквариум»;
Метод «Инсерт»;
Воспроизведение информации
ПОПС-формулы
13. Дискуссия группы экспертов
14. Выступление в роли обучающего
15. «Шесть шляп мышления» и т.д.
Слайд 7«Мозговой штурм»
Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти
из тупиковой ситуации.
На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».
Слайд 8Дискуссия
Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо
проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения.
Слайд 9Ролевая игра
Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками.
Её цель – наглядно представить,
увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Например, при изучении тем Второй мировой войны можно разыграть 3 встречи глав государств на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
Слайд 10КЕЙС-МЕТОД
Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации,
случая (от английского «case» - случай).
Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом.
Например: Тема «Глобальные проблемы современности» (обсуждение предложений по разрешению глобальных проблем, на примере региона)
Слайд 11Метод проектов
Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Например,
темой проекта может быть: «В чем истоки и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?»
Слайд 12Интервью с исторической личностью
Учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это
могут быть Иван Грозный, Петр I, А. Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист.
Слайд 13Воспроизведение информации
Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её
в другой форме.
Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Слайд 14ПОПС – формулы
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
«Потому что …».
«Я могу это доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Пример: (по теме «Россия во второй половине XIX в»)
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни.
Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.
Слайд 15Синквейн
это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1 строка
– Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, высказывающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
Слайд 16ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного чтения даёт возможность
сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?»
Слайд 17
«Аквариум»
– это ролевая игра, в которой принимают
участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.
Слайд 18«Шесть шляп мышления»
(методика Эдварда де Боно):
- технология разработки и
оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Слайд 19Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Эмоции.
Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 20Пример. Тема “Коллективизация крестьянства” 11 класс
1 группа – “Белая шляпа” - учащиеся докладывают
о ходе коллективизации в СССР;
2 группа – “Черная шляпа” - учащиеся критикуют политику коллективизации;
3 группа – “Желтая шляпа” - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации;
4 группа – “Красная шляпа” - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;
5 группа – “Синяя шляпа” - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР;
6 группа – “Зеленая шляпа” - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.
Слайд 21Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность при
работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Слайд 22Выводы:
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации
познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.