Слайд 2Христианство начало распространяться среди восточных славян еще до официального крещения Руси
в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.
Первые христианские храмы Древней Руси были деревянными (это известно из письменных источников). Так, из дерева были выстроены церковь Ильи в Киеве (перв. пол. X в.), тринадцатиглавый собор Софии в Новгороде (кон. X в.), собор в Ростове (60-е гг. XI в.) и др. Развитие деревянного строительства содействовало его совершенствованию и специализации, выделению мастеров.
Слайд 4На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и
Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличались соборы Владимира - Успенский и Дмитровский, а также храм Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы. В 13-14 веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова, чтобы в 15 веке пережить бурный расцвет, особенно во время правления Ивана III.
Слайд 5Собо́р Свято́й Софи́и — храм, построенный в первой половине XI века
в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Слайд 7Новгородский собор святой Софии.
Ярослав Мудрый до конца жизни своей был
благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году.
Слайд 8Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем шесть
глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов. По внешнему виду собор представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход — для духовенства.
Слайд 11Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Слайд 12Храм Покрова на Нерли был построен Андреем Боголюбским в память о
своем любимом сыне Изяславе, погибшем во время похода владимирского войска на Волжскую Булгарию. Белый камень для облицовки храма был, по слухам, привезен именно оттуда — в качестве контрибуции.
Сам храм посвящен еще совсем новому на Руси празднику Покрова Богородицы, который, с согласия константинопольского патриарха и киевского митрополита, был введен князем Андреем как свидетельство о покровительстве Богородицы Владимиро-Суздальским землям.
Храм Покрова на Нерли построен на уединенном лугу рядом рекой Нерль, на месте, выбранном самим князем. Там он смотрится, безусловно, очень живописно, правда, чтобы его не затопило во время весеннего разлива, пришлось соорудить искусственный холм. Из-за этого в период половодья храм оказывается полностью окружен водами реки, подступающей почти к самым стенам.
Несмотря на то, что это храм считается одним из величайших шедевров русского зодчества, конструктивно он очень прост — обычный крестовокупольный храм. От других владимирских церквей его отличает в первую очередь удивительная легкость. Пропорции храма считаются очень изысканными, а композиция — простой, что, в сравнении с величественностью и богатством Успенского собора, должно было символизировать победу духа над материей.
Слайд 14Княжеский дворец в Боголюбове (город Владимир)
Слайд 15Княжеский дворец в Боголюбове, близ Владимира (1158—1165) — каменная крепость-город, резиденция великого владимирского
князя Андрея Боголюбского. Архитектурный ансамбль княжеской резиденции по сложности и великолепию убранства построек был редчайшим исключением в строительной практике Древней Руси. Центральное место в ансамбле занимал величественный белокаменный собор, богато декорированный резными изображениями. Собор соединялся каменными переходами с дворцом князя и стеной крепости. С нее открывался неповторимо красивый вид на клязьминскую пойму и церковь Покрова.
Слайд 16Золотые ворота (1164 год) - редчайший памятник русского военного зодчества времени возвышения
Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 годах княжескими градодельцами. Валы, примыкавшие с боков к массиву ворот, были рассыпаны в XVIII веке для устройства объездов; по углам ворот появились круглые ложноготические башни с пристройками между ними, свод ворот и церковь над ним тогда же были переложены. Однако и теперь ясно ощущаются первоначальные формы и величие архитектуры Золотых ворот.
Слайд 18Дмитриевский собор (1194—1197) — дворцовый храм Всеволода III. В архитектурном образе собора
с гениальным совершенством отразились царственное могущество великого владимирского князя и высший уровень расцвета культуры Древней Руси, единство различных видов искусства, слившихся в великолепный ансамбль, отразилось в нем и техническое мастерство людей той эпохи.
Дмитриевский собор — это колоссальная каменная летопись, включающая в себя более пятисот резных изображении. Она повествует о сложных философских и эстетических воззрениях русских людей в XII в., щедро раскрывая на своих камнях-страницах необъятный и таинственный мир древнего эпоса. Собор неоднократно страдал от городских пожаров и ремонтов. Особенно значительные искажения его изначальным формам нанесла «реставрация», проведенная в 30-х годах XIX века, когда были уничтожены древние галереи, лестничные башни и ценнейшие фрески XII века. В 1941—1952 гг. усилиями владимирских реставраторов под руководством А. В. Столетова Дмитриевский собор был спасен от катастрофы разрушения.
Слайд 22Успенский собор
(город Владимир)
Слайд 23«Совершенства образец» — так называют Успенский собор (1158—1189)— одно из самых величественных
белокаменных сооружений Древней Руси и величайшее творение древнерусского зодчества. Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского (1158—1160) и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (1185—1189), собор на протяжении многих веков служил ориентиром в развитии отечественной архитектуры. В 1408 году интерьер храма был расписан выдающимися русскими живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Фрагменты выполненных ими фресок сохраняются поныне.
Успенский собор — интереснейший памятник русской истории. Здесь располагался один из центров древнерусского книгописания, под сводами прославленного здания венчались на престол великие владимирские князья среди которых были легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской. В соборе размещается крупнейший некрополь с захоронениями князей и епископов XII—XIII вв.