Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
Красноплахтова Н.Б., учитель истории МБОУ
СОШ № 1
с. Вольно-Надеждинское Приморского края
Слайд 2Проект
Слово «проект» произошло от латинского "projectus« - "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся
в глаза".
Слайд 3Метод проектов
Проектный метод – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся
Слайд 4Понятие: «учебный проект»
Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов
и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности… " ,
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы, которая проходит при поддержке учителя.
Слайд 5Преимущества метода проектов
Позволяет решить проблему мотивации
Реализует принципы личностно- ориентированного
обучения, учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами
Школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию
Развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся
Тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Слайд 6Цели проектного обучения
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества
Развивать исследовательские умения
Слайд 7Виды проектов
По содержанию проекта:
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
- Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
Слайд 8Виды проектов
По методу, доминирующему в проекте :
творческие, исследовательские (наличие четко
поставленных целей и обоснованной структуры)
приключенческие, игровые (основной компонент содержания - ролевая игра)
информационные, практико-ориентированные (выработка результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).
Слайд 9
Виды проектов
По характеру координирования проекта:
- с явной координацией
- со скрытой
координацией
Слайд 10Виды проектов
По включенности проектов в учебные планы:
Текущие (на самообразование
и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Слайд 11Виды проектов
По продолжительности выполнения проекта:
- Мини-проекты (несколько недель)
Средней
продолжительности (несколько месяцев)
Долгосрочные (в течение года)
Слайд 12Виды проектов
По количеству участников проекта:
- Коллективные
Индивидуальные
Групповые
Слайд 14Суть проектно-исследовательской деятельности
По мере работы над проектом ученик может использовать уже
открытые в науке сведения, но для себя он открывает новые факты.
В своей работе ученик может применять методы исследования, таким образом возможно получение абсолютно новых фактов.
Слайд 15Исследовательские методы в проекте
Поиск, анализ, систематизация архивных материалов, фактов из СМИ
Интервьюирование
Анкетирование
Разведка
на местности
Работа с личными архивами
Слайд 16Выбор темы
Тема должна быть интересна ученику
В случае отсутствия материала, учитель тактично
отклоняет выбранную учеником тему
Учитель должен продумать возможные темы в начале учебного года
Слайд 17Предполагаемые темы по истории
Герои Эллады
Семь чудес света
История в портретах
Загадки истории
Путешествие
в средневековый замок
Древние письмена
Сравнительный анализ «застоя» и «перестройки»
Перспективы развития родного края
Слайд 18Формы проектов
эссе
презентация
реклама
отчет
исследование
научный доклад
журнал
макеты
рисунки
коллажи
планы, карты, схемы
анкетные таблицы,
графики, диаграммы
Слайд 19Схема работы над проектом
Выбор темы проекта, определение его типа и
числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточное обсуждение полученных данных.
Оформление проекта.
Презентация проектов.
Коллективное обсуждение. Выводы.
Слайд 20Проектная деятельность – компонент рабочей программы
Цель: формировать всесторонне развитую личность
Вид
проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий или ролевой.
Цель проекта:
1. Используя технологию создания учебной ситуации, формировать проектно-исследовательскую компетенцию;
2. Формировать навык работы с информационным пространством;
3.Расширить знания об обществе;
4. Научить применять полученные знания на уроках обществознания и информатики, путем создания презентации.
Слайд 21План работы над проектом (электронная презентация):
1 этап: сбор информации по
теме (с указанием источников); создание первого кадра (название, автор)
2 этап: отбор и анализ информации (что надо, а что лишнее); составление плана, формулировка актуальности и цели
3 этап: обобщение собранного материала; формулировка содержания кадров, выводов
4 этап: Оформление общей презентации (текст, иллюстрации, схемы и т.п.)
Слайд 22Структура электронной презентации
1 кадр – титульный лист
2 кадр – актуальность
3 кадр – цель работы
4-10 кадр – информация по содержанию и раскрытию темы
11 кадр - выводы
12 кадр – список литературы и Интернет-ресурсов
В процессе работы количество кадров может изменяться.
Слайд 23Темы проектов, 5 класс (обществознание)
Человек
1.Загадки человека, почему родственники похожи?
2. Отличие человека
от животных
Моя семья – моя гордость.
1. Моя семья в годы войны
2. За что я люблю своих родственников
3. Папа, мама, я – дружная семья
4. Мое хобби.
Труд
1. Профессии родителей.
2. Кем я хочу стать
Школа
1. Моя школа – лучшая в мире
2. Школа будущего.
3. Мои одноклассники.
Родина.
1. Моя малая Родина .
2. Моя Родина – Россия.
3. Мы – многонациональный народ.
Слайд 24Критерии оценки проекта по обществознанию
Слайд 25Рекомендации по проектной деятельности:
1. Каждый проект начинается с идеи. Важно не
слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
2. Проектные работы являются главным образом открытиями, поэтому не может быть четкого плана их выполнения.
3. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
4. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании проекта способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.
5. Возможность защиты своей работы помогает формированию навыков публичных выступлений