Слайд 1Язычество, языческие обычаи древних славян
Слайд 2 Религия, существовавшая у разных народов до принятия
ими христианства или ислама, называется язычеством.
Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись богам.
Слайд 3Происхождение славян
Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя.
Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка.
Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов.
Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Слайд 4Боги и богини
Как и другие древние народы, как, в
частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Слайд 5 Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог
- бог вселенной, неба и огня небесного, напоминающий древнегреческого Зевса.
По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов.
Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца.
Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь,
были носителями света и тепла.
Сварог
Слайд 6 Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами.
Недаром автор "Слова
о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Он сын Сварога, олицетворял собой солнце. Каждое утро он выезжажет на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.
Даждьбог
Слайд 7 Молились славяне Роду и роженицам - богу
и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен.
Род – творец всего сущего, он «вдувал» в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение – кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток.
Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев – Рожаниц, которые и должны били позаботиться о приплоде.
Род, Рожаницы
Слайд 8 Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя
скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В Х веке именем Велеса клялись князья и их договоров с византийскими монархами.
Праздник Велеса отмечался в начале января.
К Велесу дня выпекалось особое печенье
в виде домашних животных.
Люди рядились в звериные маски,
надевали на себя вывороченные тулупы.
Велес (Волос)
Слайд 9 Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как
древнегреческий Эол.
Стрибог
Слайд 10Ярило
Ярило – бог солнца. Олицетворял собой весну,
пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где ярило проедет, там вырастет богатый урожай.
Слайд 11Макошь
Единственным крупным женским божеством у славян была
Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Слайд 12Перун
По мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала
великих военных походов, зарождения государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством.
Перун - молния, высшее божество был непобедим.
К IX в. он стал главным богом восточных славян.
Слайд 13 Для поклонения своим богам славяне не строили
храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы.
Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей.
У славян не было и особого сословия жрецов.
Но они думали, что есть люди, которые могут
общаться с богами, творить заклинания
и предсказывать будущее.
Таких людей называли волхвами, кудесниками.
Волхвы, кудесники.
Слайд 14Злые и добрые духи
Мир был населен и другими сверхъестественными существами.
Многие
из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.
А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
Слайд 15 В лесу обитал леший и баба-яга, в
глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки.
Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой.
Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство.
По этому водному пути русалки
выходили на сушу и обитали
уже на земле.
Слайд 16 Леший – дух леса, который живет в
дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте.
По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, а может стать
вровень с самыми высокими
и могучими лесными
великанами – дубами,
елями и соснами.
Люди побаивались лешего.
Слайд 17 Водяной – дух рек и озер. Славяне
считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал «чертов конь».
Слайд 18 Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового,
которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Слайд 19Амулеты, обереги
Чтобы защитить себя от гнева божеств
и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека, будь он ребенок или взрослый, постоянно были при себе амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара.
Слайд 20 Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ,
за которыми стояли силы природы.
Слайд 21Языческие праздники
Уже накануне нового года (а год у
древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Слайд 22Масленица
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в
марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
Слайд 23Живин день
1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали
ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Слайд 24Иван Купала
24 июня – в день летнего
солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; приносили в жертву белого петуха – птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя"..
Слайд 25Обряды
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны.
Славяне
сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи. Одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство. В могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего.