Презентация, доклад для подготовки к ЕГЭ по истории Древность и Средневековье

Содержание

1. Первые свидетельства о славянах Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э.

Слайд 1Народы и древнейшие государства на территории России.
Подготовка к ЕГЭ
Подготовила: учитель истории

МКОУ «Нижнеусцелемовской» СОШ Онищук Ирина Александровна
Народы и древнейшие государства на территории России.Подготовка к ЕГЭПодготовила: учитель истории МКОУ «Нижнеусцелемовской» СОШ Онищук Ирина Александровна

Слайд 21. Первые свидетельства о славянах
Славяне обособились из индоевропейской общности в середине

II тысячелетия до н. э.
1. Первые свидетельства о славянах Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э.

Слайд 3Прародиной ранних славян (праславян) была территория к востоку от земель, занимаемых

германцами, – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Прародиной ранних славян (праславян) была территория к востоку от земель, занимаемых германцами, – от р. Одер на западе

Слайд 4первые письменные свидетельства о славянах (греческие, римские, арабские, византийские) относятся к

началу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).
первые письменные свидетельства о славянах (греческие, римские, арабские, византийские) относятся к началу I тысячелетия н. э. Античные авторы

Слайд 5  В эпоху Великого переселения народов (III–VI вв. н. э.) славяне освоили территорию

Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

  В эпоху Великого переселения народов (III–VI вв. н. э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Слайд 6Славяне жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения

орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов в своем продвижении на запад увлекли часть славян.     В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали Аварский каганат (был разбит Византией в 625 г.).
Славяне жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно

Слайд 7Крупнейшими политическими образованиями VII–VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский

каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами. Другая часть болгар-тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Хазарский каганат, занимавший с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.     На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье в конце V–VI вв. н. э.
Крупнейшими политическими образованиями VII–VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая –

Слайд 82. Территория восточных славян (VI–IX вв.). Соседи восточных славян.
Восточные славяне занимали территорию от

Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
2. Территория восточных славян (VI–IX вв.). Соседи восточных славян. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе

Слайд 10Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными автохтонными (финно-угорскими

и балтийскими) племенами. Происходил процесс ассимиляции народов.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские (жмудь, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, мурома, весь, меря) племена. Южнорусские степи в VIII–IX вв. занимали мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными автохтонными (финно-угорскими и балтийскими) племенами. Происходил процесс ассимиляции

Слайд 123. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
В VI–IX вв. славяне объединялись в

общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Археологические раскопки XIX в. (обряды погребения, женские украшения – височные кольца и т. п., характерные для каждого племенного союза) подтверждают летописные указания мест расселения племенных союзов.
3. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.В VI–IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой,

Слайд 13Хозяйство восточных славян:
Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в

районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Хозяйство восточных славян:Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является

Слайд 14Общественный строй:
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат

труда и коллективной деятельности, поэтому большое значение в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Все ее владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Общественный строй:Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда и коллективной деятельности, поэтому большое

Слайд 15Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род,

живший родовой общиной. Существование рода базировалось на принципах «первобытной демократии» («первобытного коммунизма»). Род возглавлял старейшина – наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.
Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род, живший родовой общиной. Существование рода базировалось

Слайд 16    Характерные черты первобытного рода:     – происхождение членов рода от общего мифического

прародителя, которого они считали тотемом, охраняющим род;     – наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков;     – совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства;     – переход имущества умершего члена рода другим членам рода;     – обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесенные чужаками;     – наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода;     – запрет на брак внутри рода;     – наличие у рода своего места погребения и родовых святынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением), своих религиозных церемоний и празднеств;     – право рода принимать в члены рода посторонних.
    Характерные черты первобытного рода:     – происхождение членов рода от общего мифического прародителя, которого они считали тотемом,

Слайд 17Верования:
Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:     1) непосредственное поклонение

природе и стихиям (анимизм – от лат. anima – «душа»);     2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;     3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.            
Верования:Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:     1) непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм –

Слайд 18
Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и

земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле – функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов – Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).
Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие

Слайд 19
Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в

позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.     В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.
Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте на предметах быта, в

Слайд 20
Политеизм: в VIII–X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных

богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун – полян, Хорс – древлян, Даждьбог – северян, Стрибог – новгородских словен, Симаргл – дреговичей, Мокошь – кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Политеизм: в VIII–X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных богов. Каждый из богов пантеона был

Слайд 21
В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени

было вече. Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени – князь.     Распад родоплеменного строя у восточных славян приходится на вторую половину I тысячелетия.     Причины распада родоплеменного строя у восточных славян:     – развитие производительных сил (в первую очередь совершенствование металлических орудий труда);     – появление имущественного неравенства;     – расселение восточнославянских племен по Восточно-Европейской равнине;     – военные походы.  
В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени было вече. Для управления повседневными делами

Слайд 22
Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:     – возникновение имущественного неравенства (сосредоточение

богатств в руках родоплеменной верхушки);     – вооруженные столкновения между племенами с целью захвата добычи;     – обращение пленных в рабов;     – превращение родовой общины в территориальную (соседскую);     – появление больших патриархальных семей;     – попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.
Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:     – возникновение имущественного неравенства (сосредоточение богатств в руках родоплеменной верхушки);

Слайд 23Концепции Происхождение термина Русь
1. Отечественная     1.1. Днепрово-Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А.

Рыбаков – от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).     1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров – от названия реки Неман – Руса).     1.3. Азово-Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин – от аланских кланов – русхахам – Причерноморская Русия).     2. Зарубежная
2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер – от финского ruotsi – Швеция; от древнеисландского rohts – гребцы, мореходы).     2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко – от древненемецкого ruzzia – заимствовано из славянских языков).
Концепции Происхождение термина Русь1. Отечественная     1.1. Днепрово-Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков – от названия реки

Слайд 24Литература:
И.А. Шемаханова «Полный курс подготовки к ЕГЭ»
https://yandex.ru/images/

Литература:И.А. Шемаханова «Полный курс подготовки к ЕГЭ»https://yandex.ru/images/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть