Слайд 1Народы и древнейшие государства на территории России.
Подготовка к ЕГЭ
Подготовила: учитель истории
МКОУ «Нижнеусцелемовской» СОШ Онищук Ирина Александровна
Слайд 21. Первые свидетельства о славянах
Славяне обособились из индоевропейской общности в середине
II тысячелетия до н. э.
Слайд 3Прародиной ранних славян (праславян) была территория к востоку от земель, занимаемых
германцами, – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.
Слайд 4первые письменные свидетельства о славянах (греческие, римские, арабские, византийские) относятся к
началу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).
Слайд 5 В эпоху Великого переселения народов (III–VI вв. н. э.) славяне освоили территорию
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Слайд 6Славяне жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения
орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов в своем продвижении на запад увлекли часть славян.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали Аварский каганат (был разбит Византией в 625 г.).
Слайд 7Крупнейшими политическими образованиями VII–VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский
каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами. Другая часть болгар-тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Хазарский каганат, занимавший с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье в конце V–VI вв. н. э.
Слайд 82. Территория восточных славян (VI–IX вв.).
Соседи восточных славян.
Восточные славяне занимали территорию от
Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
Слайд 10Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными автохтонными (финно-угорскими
и балтийскими) племенами. Происходил процесс ассимиляции народов.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские (жмудь, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, мурома, весь, меря) племена. Южнорусские степи в VIII–IX вв. занимали мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Слайд 123. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
В VI–IX вв. славяне объединялись в
общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Археологические раскопки XIX в. (обряды погребения, женские украшения – височные кольца и т. п., характерные для каждого племенного союза) подтверждают летописные указания мест расселения племенных союзов.
Слайд 13Хозяйство восточных славян:
Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в
районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Слайд 14Общественный строй:
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат
труда и коллективной деятельности, поэтому большое значение в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Все ее владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Слайд 15Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род,
живший родовой общиной. Существование рода базировалось на принципах «первобытной демократии» («первобытного коммунизма»). Род возглавлял старейшина – наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.
Слайд 16 Характерные черты первобытного рода:
– происхождение членов рода от общего мифического
прародителя, которого они считали тотемом, охраняющим род;
– наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков;
– совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства;
– переход имущества умершего члена рода другим членам рода;
– обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесенные чужаками;
– наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода;
– запрет на брак внутри рода;
– наличие у рода своего места погребения и родовых святынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением), своих религиозных церемоний и празднеств;
– право рода принимать в члены рода посторонних.
Слайд 17Верования:
Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:
1) непосредственное поклонение
природе и стихиям (анимизм – от лат. anima – «душа»);
2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;
3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
Слайд 18
Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и
земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле – функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов – Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог).
Слайд 19
Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в
позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.
В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.
Слайд 20
Политеизм: в VIII–X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных
богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун – полян, Хорс – древлян, Даждьбог – северян, Стрибог – новгородских словен, Симаргл – дреговичей, Мокошь – кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Слайд 21
В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени
было вече. Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени – князь.
Распад родоплеменного строя у восточных славян приходится на вторую половину I тысячелетия.
Причины распада родоплеменного строя у восточных славян:
– развитие производительных сил (в первую очередь совершенствование металлических орудий труда);
– появление имущественного неравенства;
– расселение восточнославянских племен по Восточно-Европейской равнине;
– военные походы.
Слайд 22
Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:
– возникновение имущественного неравенства (сосредоточение
богатств в руках родоплеменной верхушки);
– вооруженные столкновения между племенами с целью захвата добычи;
– обращение пленных в рабов;
– превращение родовой общины в территориальную (соседскую);
– появление больших патриархальных семей;
– попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.
Слайд 23Концепции Происхождение термина Русь
1. Отечественная
1.1. Днепрово-Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А.
Рыбаков – от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).
1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров – от названия реки Неман – Руса).
1.3. Азово-Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин – от аланских кланов – русхахам – Причерноморская Русия).
2. Зарубежная
2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер – от финского ruotsi – Швеция; от древнеисландского rohts – гребцы, мореходы).
2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко – от древненемецкого ruzzia – заимствовано из славянских языков).
Слайд 24Литература:
И.А. Шемаханова «Полный курс подготовки к ЕГЭ»
https://yandex.ru/images/