Слайд 1Портфолио
учителя физики Нищета Е.А.
МБОУ «Лицей» г. Дальнереченск Дальнереченского городского округа
Слайд 2Общие сведения
Нищета Елена Анатольевна
Образование высшее. Уссурийский государственный педагогический институт.1993 г.
Полученная специальность-
физика, педагогика, информатика и вычислительная техника
Место работы МБОУ «Лицей» г. Дальнереченска Дальнереченского городского округа
Занимаемая должность учитель физики
Стаж педагогической работы 20 лет
Стаж работы в занимаемой должности 20 лет
Учебная нагрузка 26 часов
Высшая квалификационная категория
Слайд 3 Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет
Слайд 4Моя педагогическая концепция
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я
запомню.
Дай сделать мне, и я пойму.
Сократ
Первые годы работы учителем физики я много внимания уделяла тому, чтобы дети учили физические законы, понятия. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики знали и понимали физику. Для этого на уроках я использую дополнительный материал, провожу демонстрационные эксперименты, широко применяю наглядность. Прошли годы, появился опыт. Оглядываясь назад, поняла, что жизнь требует от меня поиска других методов и приёмов в работе. Старые методы не давали возможности для творческой деятельности. Хотелось, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, бежали в библиотеку, не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске.
Поэтому ведущей идеей своего опыта я считаю реализацию деятельностного подхода на уроках физики и реализацию активной деятельности учащихся на уроках.
Актуальность опыта
А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать.
Новизна опыта заключается в широком использовании в педагогической практике навыки исследовательской деятельности как фактор развития творческой активности учащихся .
Теоретической базой моего опыта являются работы работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л., использование журнала « Физика в школе», приложение «1 сентября» «Физика».
Слайд 5 Педагогические технологии
Создать условия для развития ребенка и научить его мыслить можно,
благодаря использованию на уроках методических приёмов, направленных на активную мыслительную и практическую деятельность.
Моя задача - уметь поддерживать интерес своих учеников к физике и помочь им не потеряться в море информации. Все начинается с «малого», с интереса, с вопросов, которые есть у школьников. Формирование интереса к предмету начинается с грамотно организованного начала урока. Урок начинается с проблемы, которая впоследствии должна обязательно решиться. Причем, решиться она должна самими учащимися. Учитель должен лишь направляет учащихся по пути поиска истины, а выводы дети должны делать сами. Причем, делать это нужно так, чтобы дети думали, что ваша роль в их открытии ничтожно мала!
Эксперименту, творческой работе я отвожу главенствующую роль в исследовательской деятельности учащихся. Ведь, знания, добытые самостоятельно прочнее всего усваиваются. Класс, обычно, разбивается на группы. Каждой группе выдается необходимое лабораторное оборудование. В ходе такого урока-эксперимента учащиеся под руководством учителя изучают явление или закон путем самостоятельного проведения физических опытов, результаты которых затем анализируются, обсуждаются и делаются соответствующие выводы.
Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока. Она поможет учителю использовать в обучении современные технологии и технические средства.
Слайд 6Урок по схеме( ри с. 1).
формирование системы уроков и внеурочных
занятий с использованием разнообразных приемов и форм, создающих интегрированное исследовательское образовательное пространство.
создание атмосферы сотрудничества и комфорта, в центре внимания которой находится творческая идея.
развитие способности к сотрудничеству. Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в целом.
Результат:
Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу.
Итогом данного процесса обучения является творческая активность учащихся и их творческая продуктивность.
Выводы
реализации деятельностного подхода на уроках физики способствует:
Рис.1.
Слайд 7Результаты профессиональной педагогической деятельности
Цель: на уроках и во внеурочное время создать
условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе реализации деятельностного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области физики.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
• активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий;
• развитие чувства успеха у обучающихся, создание ситуаций выбора;
• формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.
Слайд 8 Для реализации деятельностного подхода в настоящее время использую:
1. УМК А.В.Перышкина
«Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс» и учебник А.В.Перышкина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шарониной и Э. И. Дорониной.
2. В старшем звене УМК ФИЗИКА-10, авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., ФИЗИКА-11, авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,
3. Скорректировала Программу «ФИЗИКА 10-11 классы.: Г.Я.Мякишев и работаю по рабочей программе профильного уровня (социально-экономический). На основе данных программ составила рабочую программу 7-9, 10-11 классов.
Таблица № 1. Результаты по итогам учебного года( уровень обученности)
Слайд 9Диаграмма 1. Итоговая аттестация 9 класс
Таблица № 2. Результаты
итоговой аттестации (ЕГЭ).
Слайд 10Таблица №3. Результаты внутришкольного контроля.
таблица № 4 Дидактические и методические
материалы по теме самообразования
Слайд 11Таблица 5. Участие во Всероссийском этапе олимпиад.
Таблица 6. Участие во Всероссийских
олимпиадах, международном физическом чемпионате.
Слайд 12Инновационная деятельность
педагогические технологии, используемые в практической деятельности
1) Обучение в сотрудничестве. Личностно-ориентированное
обучение – это, прежде всего, совместная деятельность учителя и ученика, учащихся между собой. Взаимодействие учащихся в процессе совместной деятельности на уроках физики способствует: во-первых, более быстрому разрешению поставленной проблемы; во-вторых, в процессе ее решения совершается меньше ошибок; в-третьих, активность и продуктивность деятельности усиливается.
2) Метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты в работе используются: индивидуальные и групповые. Кратковременные проекты используются на уроках при обобщении полученных знаний в данной теме. Длительные проекты в рамках выполнения курсовых работ школьники выбирают написание исследовательских и проектных работ по физике, работу над которыми они ведут в течении нескольких месяцев.
3) Информационно-коммуникативные технологии
создание мини-презентаций по теме, которые находятся в совместном доступе. Причем данная технология позволяет работать как на уроке (групповая, индивидуальная формы работы, когда ученик (группа) находится за отдельным компьютером), так и во внеурочное время - каждый ученик находится дома и осуществляется совместная работа над тем или иным проектом, документом.
Собственный опыт преподавания физики дает основание считать, что одной из наиболее эффективных образовательных технологий является метод проектов - исследовательский способ достижения поставленной задачи.
Слайд 13 Успешно апробировала и веду пропедевтический курс «Удивительная физика» для 5-6-классов,
элективные курсы для 9 классов «Физика, экология, медицина.», «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Физика в твоей будущей профессии», «Решение сложных задач». Для учащихся 10 классов элективный курс «Рациональные пути познания мира», для 11 классов курс «Методы решения физических задач».
Результативностью работы в данном направлении является улучшение качества и количества выполняемых творческих работ учащимися, которые представляются на конференциях и конкурсах различного уровня:
• проект «Ухудшение зрения у школьников и пути решения проблемы» признан лучшим в секции физики, химии и биологии на школьной научно-практической конференции «Грани творчества», в 2010-2011 учебном году этот проект награжден дипломом первой степени на научно-практической конференции «Молодежь и современный мир» в секции «Социология. Психология, Медицина, Валеология»;
• участники проекта «Экономить или нет?» в 2010 году получили приз «За энергоэрудицию» от Дальневосточной Энергетической Компании»; в 2012 году благодарность за участие в открытом краевом конкурсе «Энергия и среда обитания»;
• участник проекта «Альтернативные источники энергии» наражден благодарностью за участие в открытом краевом конкурсе «Энергия и среда обитания».
Использование метода проектов позволяет наиболее грамотно подходить к вопросу формирования творческих компетенций учащихся.
Слайд 14Таблица № 7. Исследовательские работы учащихся, представленные на школьной научно-практической конференции
«Грани Творчества».
Слайд 15Таблица № 8. Участники городской научно- практической конференции «Молодежь и современный
мир».
Слайд 16Методическая деятельность
Дидактические и методические материалы по теме самообразования
Слайд 17Обобщение и распространение педагогического опыта.
Слайд 18Средства обучения.
Необходимым условием осуществления деятельностного подхода в обучении физике является создание
учебного кабинета по физике, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения обучения. Для этого в кабинетах физики имеются:
разработки учебных тем и уроков, методические рекомендации по подготовке к занятиям,
собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;
современное физическое оборудование для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ, исследовательских работ, практикума;
современные технические и компьютерные средства: видео и DVD проигрыватель, телевизор, компьютер (ноутбук), лазерные проекторы, интерактивная доска;
подобран набор электронных изданий учебного назначения на CD-ROM (10 дисков);
составлен каталог материалов по физике из "Единой коллекции ЦОР";
в кабинете имеется локальная сеть с выходом в Интернет;
при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики.