Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Ржева, Тверской области
ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ
КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Исследовательская работа по истории
Ученика 7 класса
Ильчука Даниила Георгиевича
Учитель: Арсеньева Татьяна Евгеньевна
Ржев
2014
Слайд 2Цель : продемонстрировать значении поэзии вагантов как исторического источника по истории
Средневековья.
Объектом нашего изучения является творчество средневековых поэтов-вагантов, дающее возможность увидеть жизнь разных слоев средневекового общества.
Гипотеза. Поэзия вагантов может реконструировать и бытовые реалии того далёкого времени, способна помочь понять дух средневекового общества.
Слайд 3Сре́дние века́ (средневеко́вье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.
Слайд 4Актуальность. Произведения вагантов, на наш взгляд, дают богатейший материал для исследования,
помогают глубокому погружению в эпоху, что определяет новизну нашей работы. Она заключена в том, что нами предлагается использование произведений вагантов в качестве исторического источника для реконструкции истории повседневности средневековья, особенно это важно там, где ощущается некоторый дефицит письменных источников иного плана.
Слайд 5ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАГАНТОВ
Слайд 6Ваганты (лат.vagantes – бродячие). - Бродячие поэты, музыканты из студентов, переходящих
из одного университета в другой в поисках лучших учителей, ушедших из монастыря монахов, клириков без определенных занятий.
Ваганты – это поэты, принадлежащие к неформальному литературному течению средневековой поэзии Европы.
Слайд 7НЕГЛАСНЫЙ КОДЕКС ВАГАНТОВ
Радость и свобода – то, к чему устремлена душа
ваганта.
Ваганты противопоставили чопорному миру вольное братство, доступ в которое был открыт всем, кто готов был делиться последним грошом с нуждающимся.
Свой нравственный закон ваганты отразили в стихотворении «Орден вагантов»:
Все желанны, все равны,
К нам вступая в братство,
- Невзирая на чины,
Титулы, богатство.
Наша вера не в псалмах,
Господа мы славим
Тем, что в горе и в слезах
Брата не оставим.
Слайд 8Темы произведений вагантов
Вино, пьянство, пирушки.
Но у господа зато
Есть вино в избытке
Для
продравших в кабаках
Все свои пожитки.
Слайд 92. Тема отступничества от христианских духовных норм и заветов. Протест против
лицемерия духовников.
Серьезные жанры духовной словесности тем самым приобретали пародийное звучание:
«Отче Бах, иже еси в винной смеси. Да изольётся вино твое, да приидет царствие твое; да будет недоля твоя, яко же в зерни, и в кабаце. Вино твое насущное даждь нам днесь, и остави нам кубки наши, яко мы оставляем бражникам нашим, и не введи нас во заушение, но избави сиволапых от всякого блага. Опрокинь. Во шкалики шкаликов. Опрокинь».
Слайд 103. Тема лжи, отсутствия чести и совести у правящих
Ложь и злоба
миром правят,
Совесть душат, правду травят.
Мёртв закон, убита честь,
Непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
Доброты, любви и веры.
Слайд 114. Тема богатства и красоты окружающей природы: моря, реки, горы.
Ну, здравствуй,
доброе лето!
Ты пышной зеленью одето.
Пестреют на поле цветы
Необычной красоты.
Слайд 12ИСТОРИЯ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАГАНТОВ
Слайд 131. Расцвет ордена вагантов – период крестовых походов. Ваганты создают «Призыв
к крестовому походу, участвуя непосредственно в крестоносном движении.
Что предрекает царь Давид,
Осуществить нам предстоит,
Освободить Господня сына
От надругательств сарацина!
Фридрих Барбаросса
2. Довольно часто в произведениях вагантов встречается имя Фридриха Барбароссы.
Отмечено, что этот германский император во время итальянских походов, совершаемых с целью захвата богатых итальянских земель, принял в свою свиту многих учёных и законодателей. В числе его свиты оказался вагант Архипиид Кельнский. Он сообщает, что в течение 12 века римское право, написанное свитой Фридриха Барбароссы, проникло во все школы, что вызвало бурное недовольство со стороны церкви во главе с Папой.
Слайд 14Вальтер Шатильонский
Из трудов ваганта Вальтера Шатильонского известно о драматических столкновениях английского
короля Генриха с архиепископом Фомой Бекетом (Шатильонский входил в его научный кружок), вызванных спорами о законах, изданных королём, в частности, против «Трактата об английских законах». Эти противоречия между королём и архиепископом привели к смерти последнего от рук убийц, направленных, по мнению большинства, королём.
Слайд 15Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны
Полон он, и скверною все полно
безмерной,
Ибо заразительно веянье порока,
И от почвы гнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой:
Папствуя, он хапствует цапствующей лапой.
Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае:
Помни это всякий раз, к папе подступая.
Вальтер Шатильонский
Слайд 163. Ваганты утверждали, что церковь «испорчена», они отвергали дорогие церковные обряды,
пышные богослужения.
В своих произведениях ваганты осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали своё имущество бедным, питались подаяниями. Они защищали крестьян и бедняков, а священников осуждали как толстосумов, любящих хорошую одежду, еду, вино:
Священнослужители
Ныне стали плохи.
Наши им не ведомы
Горестные вздохи.
В их домах, бесчинствуя,
Скачут скоморохи.
Слайд 174. Большинство же произведений вагантов описывали жизнь и быт обычных людей,
невольно втянутых в борьбу и войны, стоящими у власти.
На дорогах Европы можно было встретить много странствующего люда. Это людское море состояло из бездомных батраков, солдат, нищенствующих монахов, отрядов разбойников, поджигающих добычу на дорогах, купеческих караванов, а также бродячих артистов, циркачей, музыкантов.
Слайд 18СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, МЕСТО ВАГАНТОВ В НЕМ
Слайд 19Ваганты, несмотря на то, что вели нищенский образ жизни, имели ряд
прав и привилегий, дарованных им королями. Это преимущество ставило их вне окружающих людей.
Слайд 21УКЛАД ЖИЗНИ ВАГАНТОВ
1.БЕДНОСТЬ
2. ПОСТОЯННЫЕ СТРАНСТВОВАНИЯ
3. ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Свечи яркие горят,
Дуют музыканты,
То
свершают свой обряд
Вольные ваганты.
Стены ходят ходуном,
Пробки вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!
4. ПОЗНАНИЕ НАУК
Филологией моя
Милая зовётся.
Я взираю не неё
Восхищенным взором.
Грамматическим мы с ней
Заняты разбором.
Слайд 22На основе вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:
Творчество вагантов даёт нам
научно достоверные детали жизни, быта и нравственных устоев общества того времени.
Фотографическая точность рисунка событий позволяет считать вагантов летописцами своего времени.
Творчество бродячих студентов – важнейший элемент культуры Средневековья, который благодаря работе учёных не затерялся в лабиринтах истории, а нашёл своё место в духовном наследии человечества.
Слайд 24Литература
Ваганты. Колесо фортуны. М., «Летопись», 2000 г.
Блок. М. Апология истории. М.,
«Наука», 1973 г.
Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., «Искусство», 1972 г.
Заборов М. История крестовых походов. М., «высшая школа», 1977 г.
Карсавин л. «Культура Средних веков». Киев, «Символ», 1995 г.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Поэзия вагантов. М., 1975; Поэзия вагантов //Пуришев Б. И. (сост.). Зарубежная литература средних веков /3-е изд. М., 2003.
Интернет-источники
Корякина, Е.П. Культура Средневековой Западной Европы: особенности, ценности [Электронный ресурс]/ Е.П. Корякина.- Режим доступа: http://art/miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_ Kt.html .-Загл. с экрана
Поэзия Вагантов http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/raspopin/evropejskoe-srednevekove/poeziya-vagantov.htm