Слайд 21 этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Мотивирование к учебной деятельности
Преподаватель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! (Слайд )
Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России .Она управляла страной 34 года – это целая эпоха!
Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Студенты: О Екатерине II.
Преподаватель: Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему урока «Внутренняя политика России в середине — второй половине XVIII века» – запишите название темы в тетрадь. (Слайд )
Слайд 3Тема урока.
«Внутренняя политика России в середине — второй половине XVIII века»
Слайд 4Проблемный вопрос.
«Какое историческое значение имели преобразования Екатерины II для будущего Российской
империи?»
Слайд 5Цели урока.
Образовательная: сформировать знания по внутренней политике Екатерины II.
Развивающая: развить навыки
групповой работы, умение самостоятельно получать информацию.
3) Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.
Слайд 61.Раскрыть суть политики «просвещенного абсолютизма».
2.Охарактеризовать реформы, государственное управление, сложившееся при Екатерине
II.
3.Анализировать и обобщать исторические факты и явления
Слайд 7Планируемые результаты
Владеют базовыми понятиями по теме
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
- внутренняя
позиция студента;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке
Слайд 8Планируемые результаты
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ, сравнение
Слайд 9Планируемые результаты
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
- осуществлять сотрудничество с преподавателем и сверстниками.
Слайд 10Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- планирование;
- коррекция;
- оценка.
Слайд 11Термины, понятия
«Просвещенный абсолютизм»,
секуляризация,
реформа
Слайд 12Образовательные ресурсы
Учебник «История России » (ФГОС) А.А. Буганов , Л.Г. Зырянов.
— 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь
Интернет-ресурсы.
Презентация «Внутренняя политика Екатерины 2»
Раздаточный материал.
Слайд 132 этап.Актуализация знаний Повторение пройденного материала
Слайд 18Анна Леопольдовна, Иван Антонович
Слайд 22 3 этап. Объяснение нового материала. (15 мин)
План изучения нового материала.
Личность
Екатерины II.
Политика «просвещенного абсолютизма».
Уложенная комиссия.
Реформы Екатерины Великой.
Слайд 231.Личность Екатерины II.
Работа с опережающим заданием
Реферат «Екатерина Великая»
Подготовил - Медведев Евгений
Характеристика
личности и оценка правления.
Сообщения о Екатерине II.
Краткие сообщения о Екатерине II.
Слайд 241.Закрепление вопроса .
«Наказ Екатерины II»:
«Отрокам, прослушавшим сей реферат ,
назвать главные добродетели Екатерины II .
Слайд 25
2.Политика «просвещенного абсолютизма».
«Просвещенный абсолютизм» – это государственная политика в XVIII веке, направленная на
преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
Работа со словарем исторических терминов.,интернет –ресурсами.
Слайд 262.Политика «просвещенного абсолютизма».
Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером,
Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма».
Слайд 27Идеи французских просветителей
Шарль Луи Монтескье
(1689 – 1755)
Непримиримый противник
деспотизма. Сторонник свободы. Свобода – право делать то , что не запрещено законом. Разработал учение о разделении властей – исполнительная, законодательная, судебная.
Главное дело короля – наблюдать за исполнением законов, осуществлять исполнительную власть.
Предлагал заменить абсолютную власть на конституционную.
Суды должны быть независимы от короля и от парламента.
Слайд 28Вольтер
(1694 - 1778)
Считал, что абсолютная монархия- это тирания и рабство.
Самое
большое счастье для людей, когда государь –философ.
Идеал общественного устройства – просвещённая монархия во главе с королём-философом. Реформы королевской власти – вот путь к свободе, равенству, собственности.
Слайд 29Жан Жак Руссо
(1712 - 1778)
Народ – источник власти, то есть верховная
власть принадлежит только народу.
Уравнять крайности бедности и богатства – вот задача законодателя.
Идеал общественного устройства- демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит всё необходимое для себя.
Источник неравенства в обществе и всех бедствий – частная собственность.
Слайд 30 2.Закрепление вопроса
Почему правители 18 века использовали политику «просвещенного абсолютизма»
Слайд 313.Уложенная комиссия.
Работа с тестом учебника
Задание: Как вы думаете, почему участники Уложенной
комиссии не могли прийти к общему мнению?
основы внутренней политики.
способствовать расцвету государства;
просвещение нации;
учредить хорошую полицию;
ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.
Слайд 33 3.Закрепление вопроса.
Чьи мысли легли в основу «Наказа» Екатерины II?
Почему Уложенная
комиссия не смогла прийти к общему мнению?
Какие сословия участвовали в работе Уложенной комиссии.
Слайд 344 .Реформы Екатерины Великой.
1764- указ о секуляризации церковных земель.
1765- учреждение Вольного
экономического общества.
1775- введено право на открытие предприятий без разрешения правительства.
1771- запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.
1783- разрешение созданий вольных типографий.
1786- начало проведения школьной реформы.
Слайд 354 .Реформы Екатерины Великой.
1767 –начало работы Уложенной комиссии.
1783 –Присоединение Крыма
1783-»Учреждение
о губерниях»
1785-Жалованные грамоты дворянству и городам.
Слайд 36 4 .Реформы Екатерины Великой.
Секуляризация – это передача в государственное управление
монастырских и церковных земель.
Записать определение в словарь исторических терминов.
Слайд 374. Экономическое развитие в 1762-1800 годах.
Особенности развития экономики:
Начало разложения феодально-крепостнической системы:
1.Ослаблена
натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства.
2.Появляются ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.
3.Рост налогов, барщина увеличена до 4-6 дней, государственный оброк вырос в 3-5 раз.
4. Разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство.
Слайд 38Российская промышленность
XVIII в.
Начало XVIII в.- 30 мануфактур.
В 1725 году -
200
В 1750 году – 600.
В конце XVIII века – 1200 мануфактур.
Слайд 39 4 Закрепление изученного материала.
Укажите события:
1762
1767 –.
1783 –
1785-.
Слайд 404 этап. Проверка усвоения новых знаний (5 мин.)
Провести первичное обобщение. Организовать
деятельность по применению новых знаний.
Преподаватель: на экране предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради. (Слайд )
Проверка учащимися самостоятельно своих ответов по слайду
Слайд 41Тест «Правление Екатерины II»
1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины
II?
А) политика «сильной руки»
Б) «следование западному образцу»
В) политика «просвещенного абсолютизма»
2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?
А) деспот и тиран
Б) демократ на троне
В) философ на троне
Слайд 42Тест «Правление Екатерины II»
3. Что такое секуляризация?
А) изъятие церковных ценностей из
храмов и монастырей
Б) упразднение патриаршества
В) передача церковных и монастырских земель государству
4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?
А) для разработки реформ в области образования
Б) для создания нового свода законов
В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»
Слайд 43Тест «Правление Екатерины II»
5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование
Екатерины II?
А) купечество
Б) дворянство
В) окружение императрицы
6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):
А) отмена прежних привилегий дворян
Б) подтверждение прежних привилегий
В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний
Слайд 44Ответы теста «Правление Екатерины II» :
1 2 3 4 5 6
в в в б б в
Слайд 455 этап. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)
Анализ успешности усвоения материала.
Скажите, а
можем ли мы сейчас ответить проблемный вопрос вопросы, который сформулировали в начале урока?
Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?
Лист самооценки.
Кластер.
Слайд 466 этап. Выставление оценок (1 мин.)Оценка за работу на уроке.
Лист самооценки
Слайд 47 Кластер Ваша задача будет заключаться в том, чтобы записать основные
направления внутренней политики Екатерины 2.
5 этап. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)
Слайд 486 этап. Выставление оценок (1 мин.)
6 этап. Выставление оценок (1
мин.) Итоговая оценка за работу на уроке
Слайд 497 этап. Домашнее задание (1 мин.)
Дать информацию и инструктаж по д/з.
Слайд 50Домашнее задание.
Выучить параграф 46, ответить на вопросы
Выполнить опережающее задание
-
подготовить сообщения:
«Правление Павла 1»
«Правление Александра 1».
Подготовить мультимедийную презентацию на тему : «Россия в начале 19 века»
Слайд 51 8 этап. Рефлексия.
Заслуг Екатерины перед Россией
Так много, что не сосчитать.
И
я мы сегодня попытались.
Частицу только рассказать.
По внутренней политике урок окончен: хочу наказ вам в конце урока дать,
заслуги предков своих помнить
И историю Отчизны нашей знать
Слайд 53Рефлексия
«Наказ Екатерины II»
«Отрокам, прослушавшим сей урок, высказать свое мнение
по уроку и сдать наставнику в положенный срок!»
Сей урок мне …………
Слайд 54 Приложение.
Кластер "Правление Екатерины II".
Слайд 55 Кластер Ваша задача будет заключаться в том, чтобы записать основные
направления внутренней политики Екатерины 2.