Слайд 1Педагогический проект
Реализация деятельностного подхода в обучении истории на основе комплексного использования
образовательных технологий
Паршин Александр Александрович,
учитель истории и обществознания
филиал МБОУ «Первомайская
средняя общеобразовательная
школа» в с. Хобот- Богоявленское
Первомайского района Тамбовской области
Слайд 2Актуальность
проекта заключается в разработке модели преподавания истории ,
интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода
Современное образование требует от детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов
Слайд 3Между
тенденцией
снижения
мотивации учения
И
возрастающими
требованиями
к выпускнику
Между
имеющимися
учебными
пособиями
и
постоянно
развивающимися
информационными
технологиями
и современными
требованиями
Между
увеличением
объёма изучаемого
материала
и
уменьшением
учебного времени
Между
рациональным
использованием
опыта традиционных
методик
и
овладением новыми,
в том числе
и информационными,
методами и приёмами
учебной деятельности
Противоречия традиционной системы
Слайд 4Проблема:
Как в условиях общеобразовательной школы эффективно реализовать методику деятельностного подхода
в
преподавании истории на основе комплексного использования образовательных технологий
Слайд 5Гипотеза:
Если активизировать познавательную деятельность обучающихся через реализацию деятельностного подхода в преподавании
истории на основе комплексного использования образовательных технологий, то это позволит оптимизировать процесс обучения, повысит мотивацию учения, интерес к предмету, качество знаний
Слайд 6Цель работы – разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе
комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, кейс-технологии и технологии дебатов)
Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школе
Предмет исследования – деятельность учителя по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории
Задачи проекта:
на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;
определить основные черты интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;
проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дебатов и технологии case-study в достижении современных результатов общего образования;
разработать условия продуктивной интеграции указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной на формирование ключевых компетенций личности
Слайд 8Методы и технологии
Технология развития критического мышления
Технология дебатов
Технология case-study
Технология проблемного обучения
Личностно-ориентированные
технологии
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 9Этапы работы
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Разработать план по проведению и реализации проекта
2.
Изучить сущность деятельностного подхода, методических материалов по проблеме
3. Изучить современные педагогические технологии, которые можно применить в условиях реализации деятельностного подхода
4. Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса
5. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами
II. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Мониторинговые исследования
2. Выбор наиболее продуктивной методики решения проблемы
Слайд 10Этапы работы:
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Реализация методики деятельностного подхода в обучении истории на
основе комплексного использования образовательных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся
IV. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
Анализ результатов
V. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП
Распространение опыта работы
Слайд 11Планируемые результаты:
1.Овладение методами и приёмами деятельностного подхода на основе комплексного использования
образовательных технологий
2.Повышение познавательного интереса
3.Приобретение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
4.Формирование более прочных и глубоких знаний
5.Развитие ключевых компетенций обучающихся
Слайд 12Пути реализации:
1.Уроки
2.Внеурочная деятельность
3.Участие в конкурсах, форумах
Слайд 13 Методологической основой педагогического проекта являются:
принципы гуманистического направления психологии
(К. Роджерс и др.) утверждающие значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении;
принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская)
концептуальные основы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит)
Слайд 14Сущность деятельностного подхода
Деятельностный подход в обучении представляет собой планирование и организацию
учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результат
Деятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход
Слайд 15Интерактивный метод
ученик
ученик
ученик
учитель
Слайд 16Ключевые компетенции
Ценностно-смысловая компетенция
Информационно-технологическая компетенция
Коммуникативная компетенция
Учебно- познавательная компетенция
Социально- трудовая компетенция
Общекультурная компетенция
Компетенция личного
самосовершенствования
Слайд 17Формирование компетенций
Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать
их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода
Слайд 18Результаты диагностики на стартовом этапе проекта
Слайд 19Результаты диагностики сформированности умений, полученные на основе данных анкетирования и тестирования
показали, что:
наименее развиты поисковый и творческий уровни обученности
Уровень обученности
Слайд 23Функции трёх стадий технологии развития критического мышления
Стадия (фаза)
Функции
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Слайд 24Преимущества ТРКМ
1.Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их
приемы и инновационные наработки
2.Технология общедидактического уровня, позволяющая выстраивать на своей основе преподавание разных учебных предметов
3.Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса
4.Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей
5.Обеспечивает интегрированное воздействие на развитие различных свойств личности
Слайд 25ТРКМ как технология личностно-ориентированного обучения
1.Ориентация на личность как высшую ценность
2.Сотрудничество учителя
и ученика: общая цель; коллективный поиск; положительный стиль взаимоотношений
3.Признание важнейшей роли самостоятельного (в т.ч. – коллективного) труда учащихся
4.Позиция преподавателя, основанная на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать, как делать, а пробуждать собственную активность, предоставлять возможность делать выбор, принимать решения
Слайд 26Проблемное обучение в рамках ТРКМ
Элементы проблемного обучения с успехом могут быть
использованы на стадии вызова и по ходу занятия – для создания промежуточных стадий вызова при знакомстве с очередной частью материала.
В дальнейшем организуется повторное обращение к поставленным проблемным вопросам на стадии рефлексии.
В рамках технологии проблемного обучения учитель ставит учебно-проблемную задачу, создающую у учащихся проблемную ситуацию. В процессе осознания, принятия и разрешения возникшей проблемы учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний и одновременно учатся их применению для решения конкретных задач
Слайд 27
Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов
Нападение Германии на
Советский Союз было внезапным
Аргументы «за» Аргументы «против»
Аргумент 1 Аргумент 1
Аргумент 2 Аргумент 2
Аргумент 3 Аргумент 3
Слайд 28Реализация деятельностного подхода к обучению в рамках технологии case-study
Кейс-метод (сase
study) представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций
Название технологии производно от английского слова «case», что в переводе означает «случай» Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации
В основе case-study лежит экспериментально подтвержденная психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике
Слайд 29Технология развития критического мышления предоставляет в распоряжение педагога широкий спектр методических
приемов, обеспечивающих реализацию различных стадий базовой модели урока, выстроенного по данной технологии. Разнообразие этих приемов позволяет не только организовывать на их основе различные виды продуктивной познавательной деятельности учащихся (анализ текста, выделение проблем, проверка гипотез и т.д.), но конструировать вариативные модели уроков, отвечающие особенностям класса, стилю работы педагога, решаемым педагогическим задачам. Следует также отметить такую черту технологии развития критического мышления, как открытость по отношению к иным методикам. Она дает вполне реальную возможность интегрировать в учебный процесс методические приемы, заимствованные из других образовательных практик
Слайд 30Результаты диагностики после внедрения проекта показали:
Слайд 35Динамика качества знаний по истории после начала реализации проекта
Слайд 36Динамика роста отличников по истории после начала реализации проекта
Слайд 37 Выводы
Системно-деятельностный подход создает
Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных
учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования
Универсальные учебные действия - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 38Выводы
Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в
систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся, критического мышления как метакогнитивного навыка, который определяет успешность интеллектуальной деятельности, формированию у обучающихся универсальных учебных действий, повышению качества знаний
Слайд 40Литература
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.
Е.С. Полат – М., 2000
2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
3.Калинкина Е.Г.Дебаты на уроках истории. М.: «БОНФИ»,2001
4.Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам.М,2001
5.Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. М.: «Академия»,2009
6.Кочетов Н.С.Нестандартные уроки в школе. Волгоград: Учитель,2002
7. Алексашкина Л. Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2005г.
8.С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М.: «Просвещение»,2011г.
9. Дудина М.Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории. – Екатеринбург: УрГУ, 2002.
Слайд 41Приложения
11.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
2.Технология развития критического мышления
3.Дебаты
4.Кейс-метод
5.Педтехнологии
6.Приложение1-Дело
об…
7.Патриотическое воспитание обучающихся(фильм)