Слайд 1ТЕМА:
«Опыт применения ИКТ на уроках истории, обществознания и
спецдисциплин»
(Выступление на педагогическом совете
)
Автор: преподаватель истории,
обществознания, спецдисциплин
ГБОУ СПО МО
«Люберецкий политехнический техникум»,
г.п. Красково
Корнеев Андрей Васильевич
«Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации». Образовательные технологии с применением компьютерных технологий принято называть информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).
Педагогическая технология – это искусство прикосновения к личности ребёнка, учащегося.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое сообщество России, 2005. 26 С.
Слайд 3НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
1. Должностная
инструкция:
Должностные обязанности преподавателя: оценивает эффективность обучения, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации).
Преподаватель должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
/ Утверждён Единый квалификационный справочник (ЕКС) для работников сферы образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва. Опубликовано 20 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.
Слайд 4НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
Должностная инструкция мастера
производственного обучения: участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
Мастер п/о должен знать: основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
/Там же.
Слайд 5НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
2. ФГОС НПО
и СПО:
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
- образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет;
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
- образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Слайд 6ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ?
Проблемы, выявленные в процессе
преподавания:
1. огромный объем информации, необходимой для усвоения;
2. низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе;
3. противоречие между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения;
4. недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися;
Слайд 7ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ?
Это средства, способствующие становлению личности и профессионала, а именно:
А) развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
В составе УУД можно выделить четыре блока:
- Личностный (самоопределение, смыслообразования,
нравственно-этического оценивания);
Слайд 8ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ?
- Познавательный (формулирование
познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические моделирование; анализ с целью выделения признаков синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.)
Слайд 9ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ?
- Коммуникативные УУД:
Планирование,
постановка вопросов
разрешение конфликтов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
- Регулятивные УУД:
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Слайд 10ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ?
Б) развитие профессионала, т.к. помогает:
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (общая компетенция № 4 ФГОС третьего поколения для НПО).
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (общая компетенция № 5 ФГОС третьего поколения для НПО).
Слайд 11АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
На уроке целями
использования презентации может быть (плюсы):
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.
Слайд 12АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Использование презентаций на уроке (минусы):
1. Чтобы презентация была хорошо
видна, надо использовать затемнение, а чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.
2. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.
3. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.
Слайд 13АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Использование мультимедийных учебников и учебных
пособий:
1. Электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Здесь ЭУК помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем в данном случае электронное пособие может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
Слайд 14АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
2. Возможность выполнения учащимися
самостоятельной работы с ЭУК при выполнении проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты.
3. Использование целостных ЭУК при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала.
4. Использование мультимедийных пособий дает возможность сформировать базу данных хранимых ресурсов, организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР или ЭУК как для учителей, так и для учеников.
Слайд 15АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
5. Применение при выполнении
лабораторных работ и групповых занятий. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. При использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, сопровождается звуковым оформлением.
Слайд 16АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Таким образом, использование информационных
технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Слайд 17ВЫВОД
Применение мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе будет давать
положительный эффект только в том случае, если их использование органично сочетать с активной продуктивной информационной деятельностью учащихся.
Слайд 18ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ
1. Желание и ещё раз желание.
2. Прохождение
курсов повышения квалификации:
а) «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки» в Педагогическом университете «Первое сентября», дистанционно, - 72 часа;
Слайд 19ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ
б) «Использование пакета
свободного программного обеспечения в профессиональной деятельности учителя» в Московском областном центре Интернет-образования в МГОГИ, - 72 часа.
Слайд 22СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое сообщество России,
2005;
2. Утверждён Единый квалификационный справочник (ЕКС) для работников сферы образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва. Опубликовано 20 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638;
Слайд 23
Это всего лишь мой, субъективный
взгляд на данную проблему!!!
Буду рад,
если материал
ВАС заинтересовал!!!
Готов к сотрудничеству!!!
Спасибо за внимание!!!