Слайд 1ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Слайд 2«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
К.Д.Ушинский
Слайд 3В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными
становятся личностные,предметные и метапредметные – универсальные учебные действия.Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 4Цель в образовании есть предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен
быть реальным, конкретным.
Слайд 5Главное практическое затруднение при проектировании урока определяется недостатком умений в области
постановки целей при проектировании урока.
Поэтому, часто цели носят декларативный характер, недиагностичны и не имеют инструментария для определения степени их достижения на каждом уроке.
Слайд 6Постановка целей должна удовлетворять следующим параметрам: соответствие типу урока и требованиям
учебной программы, диагностичность, оптимальность, направленность задач урока на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Слайд 7В зависимости от поставленной образовательной цели можно получить большое количество вариантов
проведения урока и многие из них будут эффективными, так как результативность урока определяется, главным образом, степенью достижения поставленных целей. Определяя конкретные задачи личностного развития своих учащихся на данном уроке, педагог подбирает соответствующие формы организации их деятельности, методы изложения нового материала.
Слайд 82. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Все
приемы целеполагания классифицируются на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
Слайд 9Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с
помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Слайд 10Задачи
также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к
этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Слайд 11 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом
выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).
Слайд 12Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта
детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Слайд 13 Дискуссия
Обществознание. Тема: «Истина и ее критерии»
Задание: Какое из предложенных определений
истины вам представляется наиболее точным? Почему?
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
Истина – это то, во что верит человек.
Истина – достоверное, правильное знание.
Проблемные вопросы и задания.
ПРИМЕРЫ:
Всеобщая история. Тема: «Великая французская революция».
Проблемный вопрос: «Явилась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?»
История России. « Иван Грозный».
Проблемный вопрос: «Кто он - Иван IV - властный самодержец с диким, необузданным характером, или незаурядная личность с трагической судьбой?».
История России. «Личность Петра Великого».
Проблемный вопрос: «Петр Первый – ВЕЛИКИЙ?»
Слайд 15Тема-вопрос.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,
чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект - субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«ГРУППИРОВКА»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Слайд 17ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме
«Расселение и занятия восточных славян».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
Какие животные водились в местах расселения?
Какие растения росли в местах расселения?
Чем занимались восточные славяне?
Во что верили ?
Как добывали пищу?
Где жили?
Слайд 18ПРИЕМ «РОКИРОВКА»
Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно
раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
1. Что?
2. Где?
3. Когда?
4. Кто?
5. Как?
6. Почему?
Слайд 19Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение,
конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Слайд 20Домысливание.
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов
"помощников" дети формулируют цели урока.
Слайд 21 ПРИЕМ «ТЕМА-ВОПРОС»
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕМА
УРОКА ФОРМУЛИРУЕТСЯ В ВИДЕ ВОПРОСА. УЧАЩИМСЯ НЕОБХОДИМО ПОСТРОИТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС.
ПРИМЕР. ТЕМА УРОКА «КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ ЕГИПТА»
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
1. ВСПОМНИТЬ КТО ТАКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ.
2. ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ ЕГИПТА.
3.ВЫЯСНИТЬ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: ГДЕ ЖИЛИ, ЧЕМ ПИТАЛИСЬ, КАК ОДЕВАЛИСЬ.
Слайд 22
ПРИЕМ «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
УЧАЩИМСЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
НАПРИМЕР, ТЕМА УРОКА В 5 КЛАССЕ
« АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА". НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ КАЖДОГО СЛОВА. ДАЛЕЕ, ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ УРОКА.
Слайд 23ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
«ГРУППИРОВКА»
ПОНЯТИЯ НА ДОСКЕ:
ЕВФРАТ, ТИГР, ДВУРЕЧЬЕ, МЕЖДУРЕЧЬЕ, ШУМЕРЫ, УР,
УРУК, КЛИНОПИСЬ
ЗАДАНИЯ:
В ТЕЧЕНИЕ 5 СЕКУНД ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО И ЗАПОМНИТЕ СЛОВА, ЗАПИСАННЫЕ НА ДОСКЕ;
ЗАПИШИТЕ ПОНЯТИЯ В ТЕТРАДЬ ПО ПАМЯТИ;
СОСЧИТАЙТЕ ВАШИ СЛОВА, СКОЛЬКО СЛОВ ВАМ УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ;
ВЫБЕРИТЕ СРЕДИ ПОНЯТИЙ ТАКИЕ, КОТОРЫЕ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ МЕЖДУ СОБОЙ СВЯЗАНЫ;
ПРОВЕДИТЕ КЛАССИФИКАЦИЮ И ПОДБЕРИТЕ К КАЖДОЙ ГРУППЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО.
Слайд 24ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ И ВЫХОД НА ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ
«ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ».
ЗАДАНИЕ: В НАЗВАНИИ ТЕМЫ ВЫДЕЛИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И СОСТАВЬТЕ К НИМ ВОПРОСЫ.
МОДЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВОДИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ?
КАКИЕ РАСТЕНИЯ РОСЛИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ?
ВО ЧТО ВЕРИЛИ ИНДИЙЦЫ?
КАК ДОБЫВАЛИ ПИЩУ?
ГДЕ ЖИЛИ?
Слайд 25ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
ПРИРОДА
ЖИВОТНЫЙ МИР
КЛИМАТ
ЗАНЯТИЯ
ЖИЛИЩЕ
ЛЮДИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ПИЩА
ЖИВОТНЫЙ МИР
Слайд 26Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект
деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.